Особенности архитектурной фотосъемки. Фотосъемка архитектуры. Краткое руководство по созданию качественных снимков Съемка архитектуры

Архитектурная фотосъемка – это особый жанр фотографии, в задачи которого входит получение красивых снимков наружного вида зданий, сооружений, мостов, памятников и архитектурных ансамблей. Качественные фотографии архитектуры сегодня часто используются для продвижения объектов недвижимости, создания документальных отчетов и рекламных брошюр. Для того, чтобы отразить красоту архитектурных сооружений и зданий, фотографу приходится работать с ракурсом, освещением и выбором правильной точки для съемки. Поэтому архитектурная фотосъемка требует серьезной подготовки и опыта.

Основной целью архитектурной съемки является фотографирование зданий, сооружений или целых архитектурных комплексов в наиболее привлекательном для зрителя виде. Чтобы передать подлинную красоту здания или его архитектурных деталей, фотографу приходится находить правильную композицию и грамотно использовать условия освещенности. В архитектурной фотографии существует два направления – документальная и художественная съемка. Чаще всего используется именно документальная фотосъемка, позволяющая максимально реалистично и точно передать форму, цвет, размеры здания, элементы его декора или фактуру отделки. Таким образом, документальная архитектурная фотография дает возможность зрителю детально рассмотреть размер и внешний вид здания, его уникальные черты и особенности. Здесь необходима привязка к местности или соседним зданиям и точное соблюдение всех пропорций. Но есть и художественное направление архитектурной фотографии. В этом случае реалистичность и правдивость архитектурного объекта отходят на второй план. Главным для фотографа становится стремление наполнить фотографию эмоциями и настроением, придать объектам архитектуры определенную художественную выразительность.

Фотосъемка архитектуры является очень востребованным направлением в современной фотографии. Документальное отражение архитектурных объектов при максимальной реалистичности всегда необходимо строительным компаниям. Они используют такие фотографии для подготовки отчетных документов и тендерных заявок в контролирующие инстанциях, а также для составления паспорта объекта. Художественная архитектурная фотосъемка востребована рекламными фирмами и агентствами недвижимости для того, чтобы «продвинуть» тот или иной объект архитектуры на рынке. Подобные снимки могут сыграть решающую роль при разработке рекламной компании. В этом случае архитектурная съемка не ограничивается лишь фотографированием фасадов и здания целиком. Фотограф зачастую должен запечатлеть и отдельные элементы архитектуры, вид двора или благоустройства прилегающей территории. Все это в дальнейшем может быть использовано для выпуска печатных или электронных рекламных материалов.

Архитектурная фотосъемка имеет свои сложности. В частности, принципиальное значение при такой съемке приобретает строгая вертикальность и прямолинейность вертикальных и прямых линий. Чтобы здания не казались человеческому глазу «заваленными», фотограф должен постоянно следить за плоскостью фотоматериала или матрицы камеры, которая должна быть вертикальна и ни в коем случае не наклонена. Оптическая же ось объектива фотокамеры должна быть горизонтальной. Несоблюдение этого правила может привести к появлению неприятных перспективных искажений. На практике сохранить параллельность и вертикальность линий достаточно не просто. Для этого фотографу приходится выбирать для съемки здания максимально дальнюю точку. Еще одна проблема, с которой сталкивается фотограф, занимающийся съемками архитектурных объектов, — это выбор нужного ракурса. В наши дни в условиях плотной городской застройки бывает тяжело найти правильный ракурс, с которого можно максимально выигрышно запечатлеть объект. Здание зачастую прикрывается соседними домами или оживленным проспектом. В результате, пространства для охвата здания катастрофически не хватает, что вынуждает фотографа использовать в процессе съемки широкоугольный или сверхширокоугольный объектив. Именно ракурс и выбор точки съемки по отдаленности и высоте определяют общую композицию кадра, его перспективу и соотношение планов. Поэтому профессиональным фотографам нередко приходится подолгу искать подходящий ракурс для съемки здания, карабкаясь по пожарным лестницам или заходя в соседние дома. Качественный снимок получится лишь тогда, когда объект полностью поместился в кадр, он хорошо освещен и выгодно смотрится на остальном фоне. И при этом на снимке не должны присутствовать какие-либо искажения перспективы.

В архитектурной фотосъемке освещение играет важную роль. Работая в собственной студии, фотограф может сам управлять светом, добиваясь идеального направления и типа освещенности для создания художественной выразительности снимка. При съемке объектов архитектуры такое по определению невозможно. Поэтому при организации архитектурной фотосъемки приходится принимать во внимание характер естественного освещения в различное время суток. В частности, не рекомендуется снимать объекты архитектуры в пасмурные дни или облачную погоду, ведь светотени не позволяют передать точную форму и фактуру здания. Недостаточный контраст ведет к искажению формы объекта, а слишком сильный контраст, в свою очередь, приводит к потерям определенных деталей в тенях или свете. Поэтому далеко не все равно, в какую погоду и в какое время суток фотографируется здание или другой объект архитектуры. Считается, что оптимальным вариантом для съемки является положение солнца под углом примерно в 25-30° к плоскости здания. В этом случае в кадре появляются мягкие тени, которые повышают рельефность изображения. Подобные условия освещенности возникают в утренние и вечерние часы. Именно в это время суток профессиональные фотографы, занимающиеся съемками архитектуры, чаще всего и отправляются на поиски новых интересных и красивых кадров. Привлекательно выглядит и ночная съемка объектов архитектуры, когда ночное небо озаряют фонари и фары проезжающих машин. Для съемки рельефных поверхностей и декоративных элементов здания лучше всего подходит боковой солнечный свет.

Популярным решением в архитектурной фотографии является черно-белая фотосъемка. Она позволяет выгодно подчеркнуть красоту и особенности того или иного архитектурного объекта. Благодаря применению различных цветных фильтров можно добиться потрясающих художественных эффектов. При архитектурной фотосъемке довольно часто приходится прибегать к последующей обработке полученных изображений в графических редакторах для достижения желаемых результатов. С помощью цифровой обработки можно в наилучшем виде продемонстрировать красоту здания или выгодно подчеркнуть окружающий его ландшафт.

Секретом успеха в архитектурной фотографии является внимание к каждой мелочи и тщательная подготовка. Фотографу приходится терпеливо ждать, когда архитектурный объект «покажет» себя идеальным образом. Для достижения этой цели порой приходится потратить не один час на нахождение нужного ракурса, поиск интересных архитектурных деталей и ожидание подходящего освещения. Но результат съемки зачастую оказывается гораздо дороже потраченного времени.

Скоро наступит лето - время отпусков и бесконечных поездок! Люди колесят по стране или по миру, и что говорить, с каждым днем города становятся больше, лучше и красивее!

Архитектура - это лицо города. А, как известно, у каждого лица своя форма, своя геометрия.

Древняя архитектура завораживает, современная - поражает! Что не здание, то шедевр!

Как правильно фотографировать архитектуру? Об этом вам расскажет Фото Идея!

Архитектура на фотографии значит очень многое: это объект фотографии, фон, дополнительный элемент.

Фотографировать часто приходиться "на фоне стены этого дома", "на фоне этого небоскреба", или "Вот тут! Очень красивое здание!". А порой смотришь на привычное здание, видишь его каждый день, а сегодня в такую погоду перед вами шедевр архитектуры!

Но фотографировать здание нужно уметь: неважно обычный это дом или храм, которому уже тысяча лет.

Существует изначально несколько принципов съемки архитектуры:

1. Классическая съемка! При постройке здания, четко соблюдается геометрия. Это классика. Никто по диагонали или под углом 37 градусов ничего строить не будет! Проследите за тем, чтобы вертикали зданий были ровными!

2. Линия горизонта. Определитесь с композицией, в голове у вас должна быть четко нарисована картина, что вы хотите показать на фотографии (разницы нет: фотографируете вы снизу или с крыши).

3. Точка съемки фотографии: Очень важно определить для себя, с какой стороны Вы собираетесь фотографировать здание и при каком освещении.

Освещение - очень важный пункт при съемке архитектуры:

Погода. Лучше всего фотографировать в облачную, пасмурную погоду. Это идеальные условия! Создается мягкое рассеянное освещение. А белые пятна облаков часто включают в композиции снимка. Фотография получится загадочная, интересная.

Снимать в мороз не стоит, хотя бы потому что мерзнет техника.

В дождь фотографировать нежелательно, однако в дождливую погоду получаются снимки с драматическим "характером". В таком случае используйте длинную выдержку.

Яркое солнце - тоже не приветствуется. Вы потеряете образ,объем, детали. В итога получится графика.

Тени. Играют двоякую роль. С одной стороны, тень показывает нам объемность всего здания, подчеркивает рельефные рисунки и декор, если таковые имеются. Однако, если тень получится слишком глубокой и будет сильно затемнять участки, на которые она попадает, то снимок потеряет весь смысл. А здание потеряет изящные детали и всю свою красоту.

Конечно, если вам нужно показать на снимке только абрис, то тени вам не понадобятся вовсе.

Время суток. Во-первых, выбор времени скажется на режиме фотоаппарата, в котором вы будете работать.

Сумерки и закат - идеальное время, если Вы хотите получить снимок "со смыслом", который будет побуждать зрителя задуматься.

Снимки, сделанные утром или днем, будут нести собой "прямой" смысл. На таких снимках главную роль будет играть сам сюжет, композиция.

Не забываем о том, что большое значение имеет то, как построено здание и когда построено. Например, современное стеклянное здание лучше фотографировать в ясную погоду, днем или с утра. А храм, который был построен в 10 веке будет лучше смотреться на закате. Христианскую церковь принято фотографировать в лучах восходящего солнца, например.

Фотографии архитектуры имеют уникальное свойство - они все разные. Даже если 10 фотографов будут снимать одно здание с одной точки, фотографии будут друг от друга отличаться. Зависит это от самого фотографа (например рост), во всем остальном - дело техники: опеределение фокуса (окно на третьем этаже или окно на последнем этаже), оптика, фильтры, используется штатив или нет и т.д.

Архитектурная съемка незаслуженно считается простым жанром фотографии. Здания неподвижны, пейзаж в городе минимально подвержены изменениям, только смена времени суток и сезонов года может повлиять на картинку. Каждое красивое здание в туристических местах в разных городах снимали тысячи раз со всех ракурсов и с любыми вариациями падающего света. Сделать оригинальный снимок достаточно сложно, требуется опыт и смелое творческое видение.

Шаблонные снимки никого не удивят, нужно смотреть глубже и шире, использовать отражения в окнах, природные рамки и обрамления, интересные ансамбли, колоритных личностей, фильтры и дополнительное оборудование.Но даже в такой ситуации не следует избегать соблюдения определенных правил. Чтобы не сделать типичные ошибки новичком при съемках городских пейзажей, нужно принять во внимание некоторые советы и рекомендации.

У архитектурной фотографии за многие годы сложились некоторые правила и традиции. К примеру, большие современные здания из бетона и стекла принято снимать ярким солнечным днем и добавлять в кадр людей, машины и движение, чтобы показать ритмичность и активность повседневной жизни. А старые исторические сооружения, памятники архитектуры логично дополнять закатным солнцем и тишиной – минимум людей и максимум деталей, показывающих ценность и долговечность постройки. Храмы и монастыри часто фотографируют на фоне рассветного солнца, показывая радость утра и свет. Таких «традиций» сложилось множество.

Чтобы красиво и технически правильно снимать здания, нужно знать несколько основных моментов. На что нужно обратить пристальное внимание при подготовке:

  • правильные ракурс – залог успеха всей съемки;
  • выбор времени суток, года и погоды;
  • композиция кадра, что добавить, а что убрать с фотографии;
  • естественное освещение;
  • необходимое оборудование;
  • настройки камеры.

Если учесть все моменты, то фотография получится качественная и профессиональная, а затем можно добавлять что-то от себя, экспериментировать с композицией, светом и настройками. Рассмотрим все важные моменты подробнее.


Выбор ракурса при съемке архитектуры

Вариантов ракурсов каждого здания десятки, можно обойти его со всех возможных сторон и посмотреть на него по-новому. Можно использовать другие здания, лужи, стекла из дома напротив и любые другие идеи. Есть основные приемы выбора ракурса:

  • Просмотрите фотографии этого здания у других людей, чего там не хватает, что лишнее;

  • Обойдите сооружение со всех сторон, прикидывая различные композиции и вариации;
  • Подойдете поближе, отойдите подальше, иногда смена расстояния до объекта может дать совершенно неожиданные результаты;
  • Присядьте на корточки или положите фотоаппарат на землю, так в кадр попадет часть земли перед зданием, цветки, заборчики и другие интересные детали;
  • Идеально смотрится постройка, если визуально горизонт находится в центре фотографии, а здания расположены четко соответственно ему;
  • Если есть возможность занять позицию выше здания, попробуйте ракурс сверху, так можно найти интересные решения;
  • Включите в картинку детали и различные элементы: лестницы, окна, комбинации орнаментов, балконы;
  • Используйте естественные рамки и обрамления из веток деревьев, сооружений, окружающих объектов.

Самый большой враг фотографа – отсутствие воображения и творческого видения кадра. Эти умения нужно развивать постоянной практикой, снимать различные объекты, так со временем придет понимание, что нужно делать.

Если вы хотите показать величие и массивность здания, подойдите к нему поближе или снимайте с нижнего ракурса, так оно зрительно увеличится и будет «надвигаться» на зрителя. Съемка с угла даст перспективу и объем, а если отойти подальше – сооружение потеряет свое величие и значимость. От фотографа зависит, какими качествами он наделит дом или сооружение, какой характер он ему придаст.


Погода, время суток и сезон года

Ракурс правильный выбрали, стоит приступать к проработке остальных факторов. Разные здания выглядят по своему при различных условия. Старинные здания отлично смотрятся в снегу, к примеру, а мосты лучше всего снимать летом и осенью, лес интереснее осенью. Каждое здание в разное время года и суток выглядит особенно. Снимите небоскреб днем при ярком солнце и ночью в отблесках тысячи окон, вывесок и фонарей – получатся две разные истории. Правил и обязательных условий не бывает, но есть советы и рекомендации:

  • Утром солнечный свет мягкий, людей мало, здания подернуты дымкой тумана. В 5-6 утра при хорошей погоде получаются отличные снимки архитектуры – все детали имеют золотистый оттенок и хорошо получаются детали на фотографии.

  • Днем при ярком полуденном солнце нужно чистое небо с минимальным количеством облаков позволит снять здания, без детализации. Найти точку, где прорисованы все линии, а свет мягко падает практически невозможно.
  • Вечернее время, когда солнце уже готовиться уходить за горизонт отлично подходит для архитектурной съемки. Лучше выбирать ракурс, когда солнце светит со спины, можно использовать зажигающиеся фонари, свет фар от машин и мягкий солнечный свет.

Время года тоже нужно выбирать подходящее под историю снимка. Летом все городские пейзажи дополнены яркой зеленью деревьев и газонов, цветами и вывесками. Зимой все снимки приобретают оттенок грусти и меланхолии, поэтому нужно выбирать сооружение, чтобы ему подходило настроение. Осень – праздник красок, тут даже не обязательно дополнять картинки яркими цветами и деталями, деревья и листья сделают работу за вас.

Погода влияет на настроения фотографии, на количество света, на интенсивность цветов улицы и количество людей. Солнечный день даст жесткие тени, а тучи рассеивают лучи и получается мягкий свет, дождь и снег дают блики и нечеткость изображениям.

Можно использовать особенности погоды для создания неповторимых снимков, каждое здание меняется в зависимости от сезона и погодных условий.


Компоновка кадра, композиция

Центром кадра является само здание, остальные элементы должны его дополнять, тогда получится гармоничная картинка. Причем его не обязательно помещать в центре, достаточно сделать на нем акцент. Фотографию можно заполнить деталями, снять здание в ансамбле с другими домами, вырвать его из привычной картины, как бы обособив. Любой из вариантов достаточно интересен. Кроме самих здания можно снимать элементы, сочетания деталей, участки стены или дома, лестницы, балконы, дверные проемы. Понимание художественной композиции приходит с опытом, после нескольких тысяч похожих снимков, вы научитесь видеть кадры вокруг.

Многие ненужные детали можно убрать длинной выдержкой, сменой ракурса, расстояния до объекта или объектива. Можно сделать несколько снимков в разное время суток или года и совместить их затем в редакторе. Можно сменить фокусировку, глубину резкости, выделить какие-то детали, отправить что-то в зону нерезкости.


Использование естественного света при съемках зданий

Определить идеальные соотношения света и тени можно только в процессе съемки, некоторые материалы и элементы красиво выглядят при добавлении теней от рядом стоящих деревьев. Какие-то стены должны быть идеальными, без бликов и отражений, Стекла и зеркальные поверхности, где отражаются солнечные лучи, фонари или фары машин, могут стать даже основной сюжетной линией фотографии.

Основные моменты при подборе освещения:

  • пасмурный день и отсутствие света значительно снижает четкость и детализованность объекта;
  • свет, падающий сбоку здания, позволяет максимально прорисовать детали архитектуры;
  • свет, падающий сверху или с нескольких сторон, может дать блики или конфликт спектров, что может исказить цвет объекта;
  • если снимать здание на фоне восходящего или заходящего солнца, то все внимание будет привлечено к контурам, а детали будут малозаметны;
  • тени могут быть частью художественного замысла или испортить кадр, отслеживайте их;
  • смягчить эффект жестких теней при ярком солнце помогут тучи или изменение расстояния до объекта. Облака являются естественными рефлекторами и смягчают свет. А если отойти от здания, то в кадр попадет участок голубого неба, тем самым разбавив снимок.

  • Самый лучший вариант для съемки здания – солнце за спиной фотографа, тогда и детали будут максимально прорисованы, и теней лишних не будет, и цвета будут сочными.

Технические параметры камеры и необходимое оборудование

Кроме камеры для архитектурной съемки могут понадобиться дополнительные инструменты и оборудование. С собой можно взять:

  • Штатив для стабилизации камеры на длинной выдержке. Без него снимки получатся нерезкими, особенно при использовании широкоформатных, телевиков и тилт-шифт объективов.

  • Варианты объективов. Широкоугольный даст расширение перспективы, при этом появляется побочный эффект – схождение вертикалей. Длиннофокусные, наоборот, сужают ее. Их можно использовать для выполнения художественной задумки. Телевики, или теле-объективы, позволяют снимать с дальних расстояний, что актуально, когда здание не помещается в кадр полностью.

Тилт-шифт объективы позволяют сместить перспективу или изменить глубину резкости, что дает возможность снять панораму без искажения вертикальных линий. Условно «универсальными» считаются объективы с фокусным расстоянием 24-35 мм.
- Фильтры, к примеру, поляризационный и цветные для достижения различных художественных эффектов.

  • Пульт управления или тросик. Их используют в комплекте со штативом, чтобы исключить дрожание руки во время спуска затвора.
  • Дополнительные инструменты, зависящие от типа съемок и ситуации: фонарик, термос с чаем, теплую одежду, сухую обувь, защитные козырьки для объектива, запасные карты памяти и аккумулятор.

Из настроек камеры можно отдельно выделить ISO - здание неподвижно, поэтому можно брать минимальное значение до 400. Остальные параметры настраиваются на месте и зависят от погоды, количества света, расстояния до объекта. Многие снимают с высокими значениями глубины резкости, такой подход считается классическим. Но для достижения задумки автора можно и изменять этот параметр до минимальных значений, делая акцент на деталях.


Типичные ошибки начинающего фотографа

Полностью избежать ошибок в начале пути все равно не получится, но их можно свести к минимуму. Есть классические проблемы и стандарты их корректировки еще в процессе съемки:



Где снимать нельзя?

По разным законодательным документам существуют места, где съемка запрещена полностью, где нужно брать специальное разрешение, где можно просто нарваться на неприятности, даже не переступая закон. Начинающему фотографу полезно подробно изучить запреты и ограничения:

  • В религиозных помещениях: храмах, церквях, монастырях есть условный запрет. Настоятель или другой священнослужитель может дать свое разрешение на съемки определенных помещений. Но даже в таком случае есть места, куда вас все равно не пропустят с камерой.

  • Список государственных учреждений, где полностью запрещена съемка не так велик – закрытые военные объекты и помещения Кремля, здания суда и исправительные учреждения изнутри, комнаты для заседания Государственной Думы в момент нахождения там служащих, объектов Федеральной Таможенной Службы.
  • Ограничена съемка возле государственной границы, зданий Минтопэнерго, административных помещений Ространснадзора.

Есть места, где могут попросить убрать камеру, спорить с охранниками можно, но чаще всего бесполезно, а иногда и опасно для оборудования и здоровья. Если вам намекнули о запрете, проще всего извиниться и удалиться, а подойти чуть позже или на другой день, когда заступит более лояльная смена.

Самый главный совет для начинающих фотографов – снимайте как можно больше и чаще, чередуйте стили и типы съемок, участвуйте в семинарах, обучающих мероприятия и читайте как можно больше тематической литературы. Только погрузившись в тему полностью, отдавая до 80% своего время на начальном этапе и до 50% - впоследствии, можно получить результат и прогресс. Выберите для себя жанр и вид съемок по душе и развивайтесь.

А в архитектурной съемке нужно запомнить самые главные моменты:

  • здания не двигаются, поэтому бегать должен фотограф;
  • некоторые дома снимать нельзя, их нужно знать наперечет в своем городе;
  • камера и объектив играют большую роль в качестве снимка, особенно в детализации объекта;
  • используйте штатив, он позволит избежать сотни испорченных кадров;
  • подготовка к съемка важнее самой съемки – приходите на место несколько раз в разное время суток и сезон года;

  • кроме съемок снаружи, есть еще снимки внутреннего устройства зданий – это тоже архитектурная фотография;

  • снимайте как можно больше, только так можно наработать опыт и художественное видение.

Архитектура окружает нас каждый день, и она является очень популярным объектом съемки. Следуя этому руководству, вы сможете делать отличные фотографии архитектуры.

Архитектура охватывает широкий круг объектов съемки: от небоскребов до маленьких хижин. Ежедневно, куда бы мы ни пошли, мы окружены архитектурой, и не удивительно, что она является таким популярным направлением в фотографии.

Несмотря на все это многообразие, существует ряд общих принципов и технических приемов, применимых в большинстве случаев. Зная их, вы сможете лучше продумывать композицию, выбирать сцену и освещение.

Практика позволит вам подстроить ваши глаза под съемку архитектуры. Благодаря этому вы сможете снимать объекты более интересным способом, избегая избитых композиционных приемов и вкладывая больше индивидуальности в каждый кадр.

Старая архитектура

Когда во время съемки старой архитектуры используется прямая и простая композиция, обычно получаются хорошие фотографии, демонстрирующие естественную красоту и элегантность зданий. Обычно удачным решением будет включение в снимок части окружающего ландшафта, чтобы сделать фотографию здания более свободной.

Простая композиция делает старые здания более величественными. Автор фотографии Stephen Murphy .

Современная архитектура

Во время съемки новой архитектуры приветствуется использование более современного, абстрактного стиля. Экспериментируйте, используя широкоугольный объектив для получения необычной перспективы или снимая здания с непривычных ракурсов. Также, из-за того что современные здания часто прижаты друг к другу, допускается выкадровка до узкого кадра, так как это не делает снимок неестественным.

Более абстрактный стиль съемки очень идет современной архитектуре. Автор фотографии Rohit Mattoo.

Используйте окружающий ландшафт… либо нет

Ответ на вопрос, стоит ли включать в снимок ландшафт, окружающий объект, зависит от ситуации и того содержания, которое вы хотите донести до зрителя. Спросите себя, будет ли окружающий ландшафт дополнять или отвлекать от объекта на фотографии. Если пейзаж дополняет здание, сделайте более широкий снимок, а если нет - обрежьте его.

Включив часть ландшафта, вы сможете передать объект съемки в естественном контексте. Автор фотографии Rob Overcash.

На предыдущей фотографии представлено старое здание в центре современного города. Если бы вы захотели передать ощущение противоречивости, то стоило включить в кадр современные здания. Однако если мы хотим сконцентрировать внимание на красоте старой архитектуры, тогда соседние современны здания становятся отвлекающим фактором и их необходимо обрезать.

Освещение

Освещение является ключевым моментом съемки архитектуры. Конечно, мы лишены возможности выбирать местоположение и ориентацию здания в пространстве, поэтому вопрос освещения, зачастую, автоматически отпадает, а нам приходится довольствоваться теми условиями, которые предоставляет нам природа.

Боковое освещение, как правило, позволяет сделать лучшие снимки архитектуры. Оно обеспечивает достаточную освещенность, а также бросает длинные интересные тени на фасад здания, выделяя детали его поверхности и придавая объем.

Боковое освещение позволит вам подчеркнуть текстуру и детали архитектуры. Автор фотографии Gianni Domenici.

Контровое (заднее) освещение хуже всего для съемки архитектуры, потому что оно создает бесформенные темные поверхности объектов. Один из лучших способов решения данной проблемы - постараться убрать из кадра небо и использовать более длинную выдержку, чтобы получить хотя бы какие-нибудь детали здания. Также вы можете снимать здание просто как силуэт или дождаться, пока немного стемнеет.

Ночная съемка

Даже самая скучная архитектура может "ожить" ночью. На самом деле, многие современные здания изначально спроектированы с расчетом на ночное время. С наступлением темноты эти здания освещаются десятками ламп, украшающих фасады разноцветными огнями и бросающих причудливые тени на поверхность здания.

Эффектное ночное освещение способно по-настоящему "оживить" здание. Автор фотографии Trey Ratcliff.

Снимая архитектуру ночью, обязательно используйте штатив и устанавливайте минимально возможное значение ISO, чтобы снизить уровень цифрового шума.

Используйте длиннофокусные объективы

Если вы снимаете здание со слишком близкого расстояния, стены на фотографии могут получиться искаженными, словно все здание заваливается назад. Хотя сам по себе этот эффект может быть достаточно интересным, обычно мы стараемся уменьшить его проявление, чтобы он не отвлекал внимание зрителей.

Используя телеобъективы и фотографируя архитектуру издалека, вы сможете получить прямые линии стен здания.

Используйте телеобъектив, чтобы выпрямить перспективу и устранить искажения. Автор фотографии Álvaro Vega Fuentes .

Также, используя телеобъектив, можно добиться неповторимого абстрактного эффекта. Снимая с большого расстояния длиннофокусным объективом, вы получите здание с выровненной перспективой и параллельными линиями, что придаст фотографии сюрреалистичности.

Выбирайте интересные детали

Большинство объектов архитектуры содержат мелкие детали, такие как витиеватые окна с красивыми креплениями и декоративные карнизы, которые сами по себе представляют интерес для съемки.

Старайтесь искать интересные детали, на которых можно сосредоточиться, а не фотографируйте только здание целиком. Автор фотографии Paul Hocksenar

Фокусируйте свое внимание на подобных деталях и компонуйте снимок, чтобы подчеркнуть эти особенности характера архитектуры.

Речь идет не только о зданиях

Занимаясь съемкой архитектуры, легко зациклиться на идее, что "архитектура = здания". Хотя это не далеко от истины, в действительности большинство искусственных сооружений попадают под категорию архитектурной съемки: мосты, башни, ветряные мельницы, памятники и даже фонарные столбы. Посмотрите на съемку иначе, чтобы сделать интересные фотографии, которые большинство людей просто упустят.

Бруклинский мост на закате, Нью-Йорк. Автор фотографии Lou Bueno.

авайте оглядимся по сторонам... Маленькие ветхие постройки, современные небоскребы, причудливой формы домики и завораживающие своей архитектурой храмы... Все это изо дня в день попадает в поле зрения городских жителей. На красивые картинки хочется смотреть не только глазами, но и через объектив фотоаппарата. Казалось бы, что сложного в фотографировании архитектуры? На самом же деле статичные объекты снимать совсем непросто.

Их внешний вид зависит от времени суток и сезона, особенностей погоды (как следствие, - от освещения), ракурса, окружающей обстановки. Порой то, что мы видим на снимках, вовсе не так красиво, как панорама, которая была перед глазами. Или же наоборот - ничем не приметный домик на фотографии выглядит драматично и очень живописно.

Архитектурная съемка весьма популярна, как самостоятельный жанр. Назвать ее простой не получится, однако сделать процесс фотографирования более понятным и результативным легко. Дадим несколько полезных советов и рекомендаций. Следуя им, вы постепенно улучшите навыки, будете помнить о важных моментах в композиции, кадрировании и освещении, сможете делать более оригинальные и разнообразные фотографии зодчества.

Поиск подходящего здания

Нас окружает бесконечное множество архитектурных объектов. Порой рука так и тянется к фотоаппарату, чтобы сделать еще и еще один кадр. Такой подход хорош для туристов, которым нужно «запомнить» как можно больше и привезти из поездки достаточное количество визуальных впечатлений, чтобы их хватило надолго. Тем же фотографам, кто хочет достичь определенного уровня мастерства в фотографии архитектуры, гнаться за количеством не стоит. Вы видите множество объектов съемки, но лишь некоторые выделяются из общей массы построек. Сконцентрируйтесь на них, изучите, определите, что именно привлекло ваше внимание и сделайте на этом акцент.

Современные строительные материалы (стекло, кирпич, пластик, металл) имеют разнообразные расцветки и текстуры. Это можно красиво обыграть на снимке. Например, осенним солнечным утром здание с огромными окнами будет заливать теплым светом. В тандеме с опавшими листьями, устилающими тротуары, такой цветовой ансамбль окажется весьма привлекательным для взгляда и создания художественного образа.

Особенности объекта съемки

Стиль, постановка, ракурс... Все это во многом зависит от того, фотографируете вы дом с многовековой историей или современную футуристическую постройку. В первом случае лучше всего использовать простую композицию, прямые ракурсы и показывать объект съемки таким, какой он есть, в естественном окружающем антураже.

Фотографируя современные здания, вы можете проводить самые смелые эксперименты, выбирать неожиданные ракурсы, использовать широкоугольные объективы, которые «заваливают стены». В данном случае будут актуальны абстрактные фото. Вовсе необязательно снимать архитектурное сооружение полностью. Можно запечатлеть толику его фрагмента.

Концентрация на объекте съемки

Всем известное правило третей позволяет сделать снимок содержательным и правильно расставить акценты, когда окружение достойно поддерживает главный объект съемки.

Определите для себя задумку снимка. Если вы фотографируете старинное здание в историческом районе города, окружающие новостройки лучше убрать из кадра или сделать достойным фоном старины.

Если же это домик в живописном загородном поселке, соответствующая обстановка может лишь усилить красоту фотографии.

Освещение

Свет является одним из ключевых моментов в работе фотографа, конечно же. Использовать искусственное освещение при архитектурной фотосъемке практически невозможно (и уж точно нецелесообразно!). А значит, важно правильно выбрать время, максимально полно используя возможности естественного освещения. Наилучший вариант - боковой и фронтальный свет. В таких условиях удастся хорошо проработать детали, передать текстуру и стилевые детали. Обилие света и игра теней сделают снимок объемным и живым.

Сложнее всего работать, если солнце освещает объект сзади. Здание становится темным и «плоским», с грубыми тенями и плохой детализацией. В таком случае нужна более долгая выдержка, которая сможет «вытянуть» темные области. Оптимально при подобном освещении фотографировать силуэты архитектурных объектов.

Ночная фотосъемка

Но не стоит отказываться от фотосессии, если на улице стемнело. Особое освещение и ночная иллюминация делают здания совершенно непохожими на те, что открываются нашему взору в дневное время. Безусловно, условия съемки в темное время суток более сложные, но результат зачастую оправдывают все старания.

И здесь самое главное - обеспечить стабилизацию камеры. Как правило, для съемки архитектурных объектов в ночное время используют . Установите минимальные параметры , чтобы избежать заметных цифровых шумов, используйте таймер и .

Если съемка ведется в закатное время, очень важно беречь не только матрицу фотоаппарата, но и глаза в первую очередь. Не смотрите на солнце даже сквозь линзу объектива. Для настройки датчиков, сместите камеру немного в сторону, а затем поверните в нужном направлении. Если расположение будет не совсем точным, снимок можно обрезать, убрав случайно попавшие в кадр предметы.

Важность деталей

Получить интересные снимки можно, фотографируя как здание целиком, так и его фрагменты. Это особенно актуально для старинных домов с лепкой, росписью, фактурными элементами, композициями, символизирующими отдельные эпохи.

Порой нечто особенное можно рассмотреть даже в причудливых орнаментах кованых решеток, заборов, парадных лестниц.

В архитектурной съемке очень важен свежий взгляд. Вовсе необязательно фотографировать легендарные здания и всемирно известные достопримечательности, нечто особенное можно увидеть во всем, что нас окружает.

Дисторсия и линейная перспектива

Зачастую при фотосъемке зданий возникают различные искажения: создается впечатление, будто стены наклонены, крыша завалена, а то и вовсе кажется, что дом скоро обрушится. Такое часто случается из-за неправильного выбора точки съемки, а также слишком близкого расположения к объекту. Устранить эффект можно, отдаляясь от здания.

Есть и другой визуальный эффект. Здесь уместна аналогия с железнодорожными рельсами. Глядя на параллельные прямые, уходящие вдаль, мы будто бы видим их сужающимися где-то на горизонте. Так и со зданиями - только в вертикальной плоскости. Пожалуй, такое искажение, порой, добавляет художественности фотоснимку.

В любом случае - освоение съемки архитектурных сооружений добавляет умений и улучшает навыки, а значит, выводит ваше мастерство на новый уровень возможностей.