Оленемер от Джова для WoT. Оленемер от Джова для WoT Оленемер к версии 1.9 14

  • Дата обновления: 11 Мар 2019
  • Проверено на патче: 1.4.0.2
  • Текущая версия: 7.8.1
  • XVM Team
  • Всего оценок: 16
  • Средняя оценка: 4.44
  • Поделиться:

Информация о последнем обновлении:

  • Обновление до версии 7.8.4.
  • Обновлено для 1.4.0.2

Важно: В середине лета 2019 выходит новый патч и изменится папка установки модов, теперь их нужно устанавливать в папки WOT/res_mods/1.5.1/ и WOT/mods/1.5.1/. Большинство модов работоспособны, просто переместите их в папку 1.5.1, если какой то из модов все же не работает, ждите его адаптации у нас на сайте.

XVM уже многие годы остается любимым модом большинства танкистов, а его перечень возможностей простирается от показа статистики игроков до глобальных изменений интерфейса World of Tanks в сторону большего удобства.

Эта глобальная модификация охватывает сотни различных аспектов игры. Улучшение интерфейса, добавление в него новых функций, показ статистики, широчайшие возможности по кастомизации... Мод по-настоящему огромен и постоянно поддерживается авторами, поэтому новые версии выходят почти сразу же после релиза свежего патча.

Разбираться в многообразии возможностей для новичка весьма сложно, но большинство функционала работает "из коробки", то бишь просто установив XVM, уже можно играть. Давайте разберемся с основными особенностями Оленемера.

Показ статистики игроков

Пожалуй, это самая востребованная часть функционала XVM eXtended Visualization Mod. В World of Tanks миллионы танкистов весьма внимательно следят за собственной статистикой и ее влияние на комьюнити как никогда высоко. Но посмотреть достижения игрока можно только на внешних сайтах или же в ангаре, в сражении статистика недоступна, ибо в ушах находится только ник игрока, название танка и его иконка. XVM лаконично, не меняя стандартный стиль отображения ушей, добавляет информацию о статистике каждого из 30 танкистов в бою.

По умолчанию показывается количество боев, рейтинг (не тот, который создан Wargaming (хотя его тоже можно включить), а один из старых, РЭ, WN6, WN8 и другие), а также процент побед. Еще одна особенность в том, что при минимальном состоянии ушей, название танка светится отдельным цветом, соответствующим показателю используемого рейтинга. Игрок сам может настроить цветовую градацию, по умолчанию игроки поделены на красных, оранжевых, желтых, зеленых, бирюзовых и фиолетовых. Чем ближе к фиолетовому, тем лучше танкист себя показывает на поле боя.

  • официальный рейтинг Wargaming, известный как Личный рейтинг игрока или ЛРИ;
  • xTE - этот калькулятор направлен на показ мастерства танкиста конкретно на той технике, на которой он вышел в бой;
  • WN6, старый, но до сих пор используемый некоторыми танкистами калькулятор;
  • WN8, новая версия WN6 и WN7;
  • EFF, рейтинг, созданный wot-news. Он более известен игрокам, как РЭ - Рейтинг Эффективности.

Внимание! Сразу после установки статистика работать не будет, ибо разработчики XVM отключили ее показ по умолчанию. Для активации нужно зайти на официальный сайт Оленемера (ссылка на него будет видна в системном чате в ангаре при заходе в игру), затем зайти на него под своим танковым аккаунтом и нажать на кнопку сверху в меню "Активировать сервисы". Работает активация две недели, по истечению этого срока статистику нужно будет обновлять.

OverTargetMarkers - маркеры над техникой

Сейчас мало кто вспомнит, но именно с изменения маркеров и начался творческий путь разработчиков Оленемера. Изначально маркеры не блистали особым функционалом и удобством, из-за чего команда XVM и задалась целью их изменить и дополнить.

Сейчас, в 2016-м году, маркеры настраиваются абсолютно полностью, с помощью настроек XVM пользователь может убрать, либо добавить какую-то информацию. Уровень техники, ее название, ник игрока, количество хитпоинтов, клан, отлетающий полученный урон и т.д. Данных огромное количество, но разработчики сделали так, чтобы по умолчанию показывалась самая ценная информация.

Маркеры - это одна из важнейших частей боевого интерфейса в игре, ибо они отображают суммарную информацию по машине.

HitLog - лог нанесенных повреждений

Логи урона, как входящего так и исходящего, давно пользуются популярностью у танкистов, ведь в бою чертовски интересно знать, скольких именно очков прочности вы лишили вражескую команду.

  • количество успешных пробитий;
  • название машины и индикатор того, осталась ли она действующей или была уничтожена;
  • общее ХП, сбитое игроком и количество дамага от последнего выстрела;
  • суммарные значения: пробития, последний урон и общее его значение.

Как и все остальные элементы XVM, лог нанесенного урона тоже настраивается, опытным пользователям на выбор дано множество макросов и поддержка HTML. С помощью правки конфига можно сделать лог минималистичным или же более информативным, на ваш выбор.

Добавление в списки игроков иконок кланов и отдельных танкистов

Разработчики Оленемера добавили возможность присвоить кланам или отдельным игрокам свою иконку в ушах. Это может быть совершенно любая картинка, но чаще всего для отображения используют официальные иконки кланов, например, из ТОП 100 списка самых успешных сообществ. Для добавления своей картинки, нужно ее скопировать по адресу res_modsxvmresclanicons<нужный регион><иконка игрока или класса>.

Благодаря этой функции игроки будут сразу замечать, что в бой попали члены какого-нибудь популярного сообщества, например, Красного альянса. Конечно, вы можете отметить своей иконкой совершенно любой клан, если это нужно.

Изменение полосы захвата базы и иконки засвета

Бой завершается в трех случаях: когда уничтожены все танки команды, истекло время сражения или захвачена одна из баз. Во время захвата на экране появляется полоска с прогрессом, однако стандартный ее вариант не особо информативный. XVM позволяет ее изменить, но не только визуально, а и с добавлением новых функций. Можно активировать показ количества игроков, которые стоят в кругу и даже включить отображение оставшегося времени. Учтите, оставшиеся секунды показываются не со 100% точностью, присутствует небольшая погрешность.

Настройка полосы происходит с помощью HTML-разметки, поэтому легко меняются все составляющие показа прогресса захвата.

При установке стандартного пакета XVM, без редактирования конфигов, будет активна и функция показа индикаторов засвета команды противника. Если враг еще не был обнаружен, то поле справа возле иконки техники будет пустым, если был в засвете, но вышел, то появится лампочка желтого цвета и белого, если светится сейчас. Но учтите, эти индикаторы на некоторых конфигурациях ПК могут влиять на частоту кадров.

Расширенная миникарта в XVM

Не обошли разработчики Оленемера вниманием и миникарту, ее список возможностей расширился, благодаря чему с поля боя игрок получает гораздо больше информации. Кстати, именно благодаря разработчикам мода создатели игры поняли, в каком направлении развивать миникарту и в недавних патчах функционал XVM частично входит в игру.

Поговорим о возможностях миникарты, которые еще не встроены в стандартный клиент World of Tanks. Можно включить круг прорисовки техники. Если машина противника находится в его пределах, то и на поле боя она будет видна, в противоположном случае танк будет светиться только на миникарте. Среди других новинок можно отметить настройку масштабирования. В стандартном клиенте миникарта увеличивается при нажатии Shift+, но теперь ее увеличенный вариант будет виден при зажатой кнопке Shift, без плюса.

Вошли в расширенную миникарту и другие полезные новшества, такие как указка направления камеры, Углы Горизонтальной Наводки, круг обзора, метки вышедших из засвета врагов, а также подписи под танками. Некоторые из этих элементов уже включены в игру, но благодаря XVM все детально настраивается. Помните, миникарта - это самая важная часть интерфейса игры и расширение информации, получаемой с нее, увеличит, при должном внимании, шансы на победу.

К слову, один из читов (запрещенных модов), включит на миникарте врагов.

Замена лампочки Шестого чувства

Кроме функциональных изменений WoT, разработчики XVM добавили возможность замены иконки перка Шестое чувство. Это умение является самым важным, так как дает танкисту немного читерскую методику знать, что его только что засветили. В подавляющем большинстве случаев этот перк качают первым, так как его пользу трудно переоценить. Особенно были рады такому нововведению владельцы легких танков и ПТ-САУ, ведь они крайне уязвимы. Но есть одна маленькая проблема - стандартная иконка в виде лампочки слишком тусклая, поэтому в XVM ее можно легко изменить на свою.

Для этого нужно зайти в папку res_mods/mods/shared_resources/xvm/res/ и сюда скинуть новую иконку, ее название должно быть таким: SixthSense.png. Внимательно посмотрите на формат картинки, никакие jpg или jpeg не подойдут, нужны только png. Советуем выбирать иконку с красным цветом, тогда вы ее точно никогда не пропустите.

Новшества в ангаре

Коснулись изменения и ангарного помещения. Кроме показа часов, можно активировать расширенную карусель танков. Владельцы сотен единиц боевой техники испытывают небольшие трудности с поиском нужной машины, несмотря на то, что Wargaming, в одном из прошлых патчей, добавила крутой фильтр по нациям, уровням и классам.

В XVM легко можно расширить карусель, сменив один ряд на два или три. Это увеличит число машин на одном экране. Как и все остальные элементы Оленемера, карусель тоже настраивается. Положение танков, порядок наций, иконки, масштаб, прозрачность - все можно менять на ваш вкус.

Как настроить XVM Mod?

В Оленемере по-настоящему потрясающая воображение система настроек, где можно изменить практически все составляющие мода. Детали отображения маркеров, статистика, включениевыключение отдельных функций, положение элементов на экране и многое-многое другое.

Все конфиги разделены на отдельные файлы, соответствующие той или иной части функционала XVM. Например, создан отдельный конфиг для настройки карусели, маркеров, статистики и т.д. Кроме этого, при редактировании видны русскоязычные комментарии, детально описывающие все функции мода. Разобраться проще простого, нужно уделить лишь немного времени заточке Оленемера под себя.

В видеоролике ниже автор рассказывает, как проводится настройка. Кстати, обратите внимание и на другие видео из плейлиста, с их помощью XVM можно заточить под себя еще больше.

Как установить XVM eXtended Visualization Mod для 1.5.1.1

Перед тем, как скачать XVM для WoT, выберите нужный вариант установки, либо архивом, либо с помощью инсталлятора.

  • Первый вариант: скачиваем установщик, запускаем, указываем путь к клиенту игры.
  • Второй вариант: загружаем архив и его содержимое копируем в каталог с World of Tanks.

Если во время установки возникли какие-то проблемы, посмотрите эти два видеоролика, каждый из них рассказывает об отдельном методе установки.

Гайд по инсталлятору:

Установка из архива:

Не секрет что XVM мод или как его еще называют Оленемер является одним из главных и самых популярных модов для World of Tanks. Данный мод полезный как для новичков, так и для настоящих профи Больших танков. Уже долгие годы подряд игроки скачивают мод и могут заранее узнать с каких контингентом игроков они играю или какой уровень профессионализма имеют их союзники.

При правильной эксплуатации и анализу данных данный мод несет существенную пользу для любого игрока. Пожалуй любой игрок World of Tanks отлично знает значение и предназначения мода XVM (Оленемер).

Что собой представляет Оленемер для World of Tanks Blitz

Что касается игроков World of Tanks Blitz, то данный мод для них полная неизвестность. Несколько лет подряд, начиная с 2017 года некая студия Gray Cat Developer решила выпустить свой аналог славно известному моду Оленемер. Студия выпустила свое приложение под названием BINT. BINT — сокращенная форма от Battle Interfaces / Боевой интерфейс.

Данное приложение максимально соответствует своему прототипу по функционалу. Но все же минус был — мод был платным. Мод не набрал своей популярности по двум причинам:

  • платная версия
  • бета версия мода

В октябре 2017 года, когда появилась первая версия мода многие игроки столкнулись с большим количеством ошибок и сбоев бета версии BINT, поэтому длительное время этот мод был недоступный и тестировался на закрытом этапе.

XVM (Оленемер) для World of Tanks Blitz

Преимущества XVM (Оленемер) для World of Tanks Blitz

В чем же особенность и преимущества мода Оленемер для танкистов мобильной версии? Оленемер — это мод, который демонстрирует статистику игроков в бою. То есть благодаря этой модификации любой игрок (только тот кто установил BINT) может увидеть статистику игроков с своей команды или даже статистику команды противника.

Что дает эта информация? Во-первых, игрок заранее будет знать уровень своей команды и уровень команды противников. Во-вторых, вы будете знать предположительные шансы на свою победу. В-третьих, вы сразу сможете «увидит» самых сильных и соответсвенно самых опасных противников и постараться их ликвидировать в первую очередь.

Особенность Оленемер (BINT) для WOT Blitz

  • отображения статистики союзников
  • отображения статистики противников
  • звуковой эффект
  • чат для пользователей приложения
  • голосовой чат для игроков
  • приложение — БЕСПЛАТНОЕ
  • актуально для последней версии игры
  • изменения интерфейс (в центре экрана имеется иконка)

Важно! В чате могут общаться только те игроки, которые уже установили приложение BINT.


Как установить Оленемер для мобильных танков?

На сегодняшний день приложение BINT абсолютно бесплатное и явных багов или некорректной работы приложения не наблюдается. Но все же некоторые сложности имеются. Пожалуй самой главной проблемой является загрузка.

Для получения данных игроков BINT используется официальное Wargaming.net Api WoT Blitz. Авторизация в приложении происходит через Wargaming.net openID, поэтому система загрузки предполагает собой несколько этапов установки и подтверждения многих запросов. Более детальную инструкцию о загрузки и установки приложения смотрите на видео ниже.

Развитие Оленемера началось с мода под названием OTM — OverTargetMarkers. Мод выводил дополнительную информацию на маркерах танков во время боя. Сейчас OTM является частью XVM. С его помощью можно добавить в маркер практически любую информацию об игроке и его боевой машине.

Следующая функция, за которую XVM и заработал прозвище «Оленемер» — визуализация статистики в бою, в загрузочном и послебоевом экране. Эта функция позволяет еще до начала боя понять что от кого можно ожидать и составить примерный план действий. Кроме того, при включенном отображении статистики, автоматически считаются шансы на победу.

Хитлог (Hitlog) — это счетчик нанесенного урона, расширенный, со временем, до полноценного «журнала огневых контактов». В стандартной конфигурации он показывает технику, количество выстрелов и нанесенный урон, но, как и OTM, хитлог можно настроить по своему вкусу.

Полезной функцией для опытных игроков с прокачанным экипажем является мод на изменение визуализации работы навыка «Шестое чувство». Изменение иконки, впрочем, не меняет геймплей, а является лишь настройкой внешнего вида клиента игры под свои предпочтения.

В моде XVM также изменена полоса захвата базы. Она выводит не абстрактные «очки захвата базы», как в стандартных настройках клиента, а количество захватчиков и время, оставшееся до успешного захвата. Это помогает быстрее понять положение дел и определиться с дальнейшими действиями в отношении баз — ехать ли сбивать захват, помогать ли союзникам, сколько у вас есть на это времени и т.д.

Последнее по порядку, но не по важности улучшение — мод миникарты. По сути, это XVM создал моду на изменения миникарты и он же содержит наиболее продуманный и полезный в бою функционал. На миникарте оленемер может показывать:

  • Квадрат предельного расстояния отрисовки — предельное расстояние, за пределами которого вы не увидите противника, даже если он будет в засвете.
  • Радиус предельной дальности обнаружения
  • Радиус обзора вашего танка с учетом модулей и умений экипажа
  • Направление ствола вашей боевой машины и углы горизонтальной наводки
  • Модель танка рядом с маркером противника или союзника
  • Место последнего обнаружения противника или последнего контакта с союзником, если он вышел за пределы дальности действия радиосвязи

Обратите внимание — XVM не содержит , или другие популярные моды . Вы можете поставить их в дополнение к XVM, но делать это следует с осторожностью, сохраняя резервные копии своей сборки модов, установленной на клиент игры. Несмотря на то, что конфигурация XVM по умолчанию достаточно продумана, авторами мода предусмотрена возможность редактирования всех параметров, а описания макросов, полей и прочих настраиваемых элементов снабжены подробной подсказкой, содержащейся прямо внутри файлов мода. Если вы хотите создать свою конфигурацию, можно использовать два пути.

Первый — отредактировать вручную. Для этого, зайдите в каталого res_mods\xvm и переименуйте xvm.xc.sample в xvm.xc Откройте файл xvm.xc в Блокноте или другом простом текстовом редакторе (Word, Wordpad и т.д. — не подходят!) и отредактируйте параметры визуализации. Инструкции находятся внутри файла.

Второй путь — воспользоваться онлайн-редактором конфигурации XVM . Онлайн-редактор несколько ограничивает ваши возможности редактирования, но сводит на нет возможные проблемы с опечатками, неправильным именованием переменных, скриптов и т.д. Не забудьте сохранить созданную конфигурацию.

Третий вариант — воспользоваться специальной программой для настройки оленемера — . Программа содержит широкие возможности настройки конфигурации XVM, превосходит даже онлайн-редактор от создателей мода и рекомендуется ими к использованию. Интерфейс программы интуитивно понятен, как и функции оленемера, которые вы можете через нее настроить.

Установка выполняется почти как у любого другого мода. «Почти» потому что кроме файлов для конкретной версии игры, создается папка «res_mods\xvm», содержащая часть необходимых для функционирования мода файлов. Порядок установки XVM следующий:

  • Скачайте и распакуйте архив с модом.
  • Содержимое распакованного файла скопируйте в «res_mods».
  • Подтвердите замену файлов, при необходимости, иначе XVM может не заработать. Мод желательно ставить на чистый клиент.
sirmax2, iBat Версия: Build 9282 Обновлено: 8 августа 2019

XVM, а в простонародии однемер, это крупнейшая модификация для World of Takns, которой со слов разработчиков, ежедневно пользуются более 3 700 000 пользователей. И все это не спроста, ведь оленемер это действительно полезное дополнение, которое включает в себя огромное количество возможностей и улучшений Wot.

Обновление от 08.08.19

  • Ночная (нестабильная) сборка Build 9282 для патча Wot 1.6.0.0

Как уже было сказано, XVM дополняет игру некоторыми полезными возможностями, самым главным из которых является статистика игроков, но это лишь часть мода, ниже будут более подробно описаны самые важные особенности.

Маркеры над танками

Оленемер дополняет стандартные маркеры над техникой, добавляя туда отображение различных параметров. При чем это все можно настроить в удобном HTML CSS стиле. Вы можете изменить цвета, шрифт, иконки, отображение любой интересующей вас информации о противнике.

Хотите видеть там КПД игрока? Запросто. Хотите стату WN8 или любую другую? Тоже не проблема. Одним словом, все как вы захотите, так и будет.

Отображение нанесенного урона

Еще одна полезная вещь, это отображение урона нанесенного вами по противнику. Очень нужная функция во время боев World of Tanks, панель отображает список последних игроков которым вы нанесли урон, иконку их танка, название и количество урона. Кроме того сверху отображается суммарный урон нанесенный вами за бой и последний урон.

И опять же все это можно настроить и сделать более красивым и информативным, хотя и стандартный вариант выглядит неплохо и вполне подойдет почти всем игрокам.

Разумеется если хитлог вам ни к чему, его можно отключить, либо показывать только последний и суммарный дамаг.

Кастомные лампочки засвета

Данная фича почти не дает никакой пользы, хотя возможно дефолтная лампа засвета вам не бросается в глаза и из-за этого вы ее не замечаете. Теперь ее очень легко заменить на любую картинку, для этого вам надо взять любую картинку (важно что бы формат был png ), переименовать в SixthSense и скопировать в папку World of Tanks\res_mods\mods\shared_resources\xvm\res\ .

Либо можно скачать уже готовые, у нас на сайте они есть, а еще есть набор звуков для лампочки 6 чувство .

«Уши», таб и экран загрузки

А вот и очень интересное в оленемере, доработанные отображения игроков, в так называемых ушах, во время нажатия «ТАБ» и на экране загрузки боя. Тут отображается процент побед и другая статистика игрока, например еще на экране загрузки можно понять какой игрок как играет, хорошо или плохо, а следовательно построить тактику перед началом самого боя.

Такая же информация есть и в ушах, что тоже позволяет лучше ориентироваться в бою и понимать расстановку сил. Ну и по нажатию ТАБ, можно чуть подробнее рассмотреть стату каждого игрока, остались ли нубы и сколько живых крутых игроков у вас и у противника в команде.

Иконки кланов

Да да, с помощью хвм, можно любому игроку и\или клану, добавить любую картинку. Вариантов использования огромное количество, например загрузить изображение логотипов всех популярных кланов и легко опознавать их в бою. Также можно добавить любому клану любой логотип, а также отдельным игрокам, например помечая друзей или наоборот некоторых ярых ваших противников.

Сам процесс добавления изображения довольно легкий, надо лишь добавить свои изображения в папку World of Tanks\res_mods\xvm\res\clanicons\[папка вашего сервера]\[ник игрока или id клана] .

По мимо этого, можно установить необходимый размер иконки и ее местоположение.

Полоска захвата базы

После скачки и установки XVM, полоса захвата также будет немного изменена.

Появится отображение количества захватчиков базы, а также время до окончания захвата. И все это тоже можно настроить по вашему желанию.

Вообще это очень помогает в бою, вы всегда знаете сколько ваших соратников ведут захват базы, а время до захвата позволит вам решить, нужно ли помогать или база захватится быстрее чем вы туда приедете.

Очень полезная доработка стандартного интерфейса World of Tanks.

Миникарта XVM

Миникарта также подверглась доработкам, а поскольку она играет важную роль в бою, то и полезных нововведений здесь достаточно. Во первых теперь можно увеличивать миникарту без ограничений, не зависимо от разрешения экрана.

Во вторых были добавлены круги отображающие зоны засвета, а это очень сильно добавляет преимуществ перед противников, ведь вы теперь знаете куда лучше не лезть если не хотите быть засвечены.

У этого мода много названий: оленеметр, мод xvm, оленемер от джова или протанки , но их все объединяет одна вещь. Это отличная модификация для определения эффективности своих союзников и врагов прямо в бою. Эти данные крайне необходимы каждому игроку мира танков. Случаются ситуации, когда не можешь сходу решить в кого выстрелить или на какого игрока поставить фокус. Но посмотрев на данные xvm выбор сделать проще. Нужно уничтожать сильнейшего соперника, а новички или игроки послабее доставят намного меньше хлопот. Благодаря этой модификации вы сможете увидеть самые нужны цифры статистики игроков: количество боев, процент побед, КПД и так далее.
Когда игрок World of Tanks нажимает кнопку «В бой» и появляется загрузочное окно со списком команд, то первая мысль, которая у него появляется, будет такой: «Кого ВБР мне в союзники подкинул?!» Ведь танковый симулятор – игра командная, и победить в одиночку практически невозможно. Если только «звезды сложатся». Чем предаваться размышлениям или еще хуже, сидеть и гадать, проще установить оленемер (мод XVM) для WOT 1.5.1.3 World of Tanks . Что он дает? Оказывается, очень многое.
Во-первых, уже в ангаре начинают появляться изменения. Возле значка бронетехники появляется информация о проценте побед этого танка или «пэтэшки». Цифры разноцветные, чтобы можно было проще ориентироваться в том, насколько «продвинут» геймер.
Во-вторых, уже во время загрузки игры модификация получает от сервера информацию обо всех игроках, которые будут принимать участие в захватывающем (или не очень) сражении. Возле иконки каждого участника появляются цифры – КПД или иначе, рейтинг эффективности. Мало того, эти данные подсвечиваются определенными цветами. Глядя на них сразу можно определить, что игроки с зелеными данными – это очень серьезные «танкисты». «Желтые» уступают им в умениях, но не намного. Стиль игры «оранжевых» воинов держится на уровне трех баллов школьной программы. Как играют «красные» - должно быть понятно и без слов. Сравнение с ракообразными пришло именно от цвета панциря сваренного рака. Кроме этого, мод показывает примерный вариант исхода боя, хотя безоговорочно верить этому не стоит. Очень часто команда «клешнеруких» одерживает сокрушительную победу, несмотря на свои неумелые действия. ВБР, однако!
И здесь начинается самое интересное. Как использовать полученную информацию? Не составит большого труда понять, что нужно обязательно поддерживать более опытных игроков. Оказывая им помощь, можно одержат верх и выйти победителем.
Использовать полученные данные против команды противника также не сложно. Требуется поставить перед собой цель – в первую очередь вывести из строя сильных участников, а затем заняться добиванием слабых. А если в схватке пришлось столкнуться с опытным соперником лоб в лоб, то лучше постараться отойти и ждать помощи союзников, если это возможно.
Также можно увидеть, чья команда выигрывает по количеству HP. Работает счетчик, показывающий, какой вклад сделал игрок: сколько раз попал и какой урон нанес той или иной технике; и кто из неприятелей стрелял в ответ.