Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа. Общие правила построения графического изображения по дисциплине «Инженерная компьютерная графика»

Несмотря на большое разнообразие статистических графиков, существуют общие правила их построения.

При построении графика важно найти такие способы изображения, которые наилучшим образом отвечают содержанию и логической природе изображаемых показателей.

Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов.

Графический образ (основа графика) - это геометрические знаки, то есть совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических данных. Так, например, на рисунке 4.4 графический образ представляет собой ряд столбиков, на рисунке 4.7 - ряд квадратов и т.п.

Вспомогательные элементы делают возможным чтение графика, его понимание и использование. К ним относятся: 1) экспликация графика; 2) пространственные ориентиры; 3) масштабные ориентиры; 4) поле графика.

Рассмотрим каждый из них.

Экспликация графика - словесное описание его содержания. Оно включает в себя общий заголовок графика, подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

Заголовок графика должен в краткой и ясной форме отражать основное содержание (тему) данных, изображенных на графике; в нем указываются ограниченный в пространстве и времени объект, к которому относятся данные. Если заголовок является частью текста (в книге, статье, дипломной работе и т.д.), то он обычно помещается под нижним краем графика. Если график представляется отдельно от текста, заголовок пишется вверху графика буквами и цифрами более крупного размера, чем все остальные надписи на графике.

В графике, кроме заголовка, обязательно даются словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа. Сюда относятся названия и цифры масштабов, названия ломаных линий, цифры, характеризующие величины отдельных частей графика, ссылки на источники и т.д.

Пояснительные надписи, раскрывающие смысл отдельных элементов графического образа, могут быть помещены либо на самом графике (на графическом образе или рядом с ним) в виде так называемых ярлыков (см. рис. 4.8), либо в виде ключа, вынесенного за пределы графического образа (рис. 4.5). Последний способ обычно применяется в тех случаях, когда на графике недостаточно места, а пояснения длинные.

Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Системы координат бывают прямолинейные (декартовые) и криволинейные. Для построения графиков используется обычно только первый и, изредка, первый и четвертый квадранты. Криволинейные координаты - это окружность, разделенная на 360º. В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для циклического движения во времени.

Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика - это мера перевода числовой величины в графическую. Например, 1 см высоты столбика равен 50 тыс. рублей уставного капитала коммерческого банка. Если график построен в виде площадей или объемов, масштабами служат единицы площадей или объемов (Например, 1см2=100км2 территории области).

Масштабы выбирают так, чтобы на графике ясно выступало различие изображаемых величин, но в то же время не терялась возможность их сравнения.

В случае, если на графике наносится не один, а два масштаба (в прямоугольной системе координат), соотношение их поля выбирается таким образом, чтобы стороны занятого графиком пространства по вертикали и горизонтали относились как и. Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определённые числа. Шкала имеет большое значение в графике. В ней различают три элемента: линию (или носитель шкалы), определённое число помеченных чёрточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определённом порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определённом порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Масштабная сетка

Графические и числовые интервалы могут быть равными и неравными. Если на всём протяжение шкалы равным графическим интервалам соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной. Если же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические, и наоборот, - шкала называется неравномерной.

Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб, тем гуще располагаются на шкале точки, имеющие одно и тоже значение. Построить шкалу - это значит на заданном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условиям задачи. Из неравномерных наибольшее значение имеет логарифмическая шкала. Методика её построения несколько иная, так как на этой шкале отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а их логарифмам. Так при основании 10 lg1=0; lg10=1; lg100=2 и т. д.

Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линию. В соответствии с этим различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные - дуговые и круговые (циферблат часов).

Поле графика - то пространство, в котором размещаются образующие график геометрические знаки. Поле графика характеризуется его форматом, т.е. размером и пропорциями (соотношением сторон).

Например, лист бумаги, на котором располагается график, должен быть пропорциональным. Считается, что наиболее удобной для восприятия глазом человека пропорцией, является прямоугольник , т.е. 1:1,474 (примерно 5:7). Это сочетание принято в стандарте писчей бумаги, предназначенной для копировально-множительной техники с форматом А4, т.е. 210 мм: 297 мм.

Примерно такие же пропорции должны быть выдержаны и в размерах большей части собственно графических изображений. При этом длинная сторона графика (сетки) может быть расположена по горизонтали (широкий график) и по вертикали (высокий график).

Приступая к графическому изображению статистических данных, необходимо прежде всего выбрать форму графика и определить методологию и технику его построения.

К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение – штриховая линия, или штрих.

Линия

Линия как одно из средств передачи изображения появилась в самом начале зарождения искусства. Ею пользуются и по сей день при исполнении рисунка.

Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна – она безжизненна.

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными.

Натура нами узнается по характерным внешним очертаниям ее силуэта или по ее контуру. По контуру можно сразу отличить шар от куба. По характерным очертаниям всей массы кроны мы определяем породу дерева, видим разницу между легковой машиной и грузовиком, курицей и уткой. Более того, часто только по силуэту и контуру мы даже издали узнаем знакомого человека.

На контуре сосредоточивается наше первое внимание. Поэтому от остроты и богатства восприятия его особенностей зависит полнота представления об увиденном предмете.


Если в длительном учебном рисунке контур возникает в итоге постепенного моделирования формы, то в наброске контурная линия должна появиться на листе сразу же, в первую очередь.

Это тем более важно, что контур, точно и остро найденный, даже незаконченный, способен выполнять одновременно несколько функций – отграничивать форму, определять компоновку и размер изображения в листе, передавать характер и движение всей массы формы, ее пропорции. Такие свойства графической линии, как плавность, текучесть и непрерывность, позволяют одновременно выявлять общий характер формы и ее пластические качества.

Чем вернее найден контур, тем полнее он передает воспринятое, и чем острее при этом наблюдательность, тем выразительнее получится набросок.

Для нанесения четкой и плавной графической линии требуется твердость руки, которая приобретается с опытом.

Штрих

Другим графическим средством создания наброска является штрих. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким.

К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности.


П. Рубенс. «Этюд оседланной лошади». Черный и белый мел,
сангина. 1615–1618.

В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций.

Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Это говорит о богатстве возможностей штриха и разнообразии технических приемов его использования как удобного, почти универсального средства изображения, которое может одновременно передавать в быстром наброске характерные объемные и пластические признаки натуры.

Первые навыки работы штрихом учащиеся обычно получают в начале обучения на занятиях длительным учебным рисунком, решая задачи лепки формы светотеневыми отношениями. Какое-то время наброски получаются перегруженными линиями и штрихами с чрезмерно сильными нажимами и сопровождаются черканием карандаша по одному месту. Постепенно появляется привычка бережно и обдуманно относиться к каждому касанию бумаги, и карандаш начинает оставлять только соответствующей силы и ширины след там, где это надо, а штрих становится увереннее и точнее.

Поэтому на исполнение первых заданий по наброскам с неподвижной натуры необходимо отводить несколько больше времени (почти как на зарисовку), чтобы его хватило на анализ формы, и постепенно сокращать его.


С целью облегчить овладение набросками пока приходится иметь дело только с неподвижной натурой, на первых порах можно рекомендовать начинать набросок с нанесения на лист легкой, едва заметной вспомогательной штриховой линии, передающей общую форму. Таким образом на листе сразу же решается компоновка и определяется размер изображения.

Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому.

Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность.

Тональное пятно

Тональное пятно применяется при решении следующих задач:

— при выявлении или подчеркивании объемности натуры;
— для передачи ее освещенности;
— при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру;
— для передачи глубины пространства, окружающего форму.


Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися линиями (или штрихами). В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка.

Тональное пятно на бумаге может быть получено и другими средствами, причем сила и звучание его в значительной мере зависят от особенностей и свойств графического материала, которым исполняется набросок, а также от техники нанесения этого материала на бумагу.

При использовании для наброска так называемых «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус») тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой и даже просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью.

В некоторых случаях тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы.

Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств органически связан с особенностями графического материала.


Штрихи, нанесенные на бумагу карандашами или сделанные пером – тушью, акварелью при помощи кисти, зрительно воспринимаются по-разному. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

Курс лекций

По дисциплине

«Инженерная компьютерная графика»

Курс лекций

по дисциплине «Инженерная компьютерная графика»

Пояснительная записка
Введение
Лекция 1.Системы автоматизированного проектирования в решении важнейших технических проблем.
Лекция 2. Системы двумерного автоматизированного проектирования.
Лекция 3. Разработка моделей с использованием систем трехмерного проектирования.
Лекция 4.. Основные сведения по оформлению чертежей.
Лекция 5. Основы геометрических построений.
Лекция 6. Изображения в ортогональных проекциях: виды, разрезы, сечения.
Лекция 7. Метод проекций. Эпюр Монжа.
Лекция 8. Плоскость. Способы преобразования проекций.
Лекция 9. Схема, ее назначение и содержание. Общие правила выполнения электрических схем.
Лекция 10. Правила выполнения схемы объектов сетевой инфраструктуры.
Лекция 11. Функциональные возможности графических систем. Программа КОМПАС-График.
Лекция 12. Основные принципы моделирования в графических системах. Программа КОМПАС-3D.
Список литературы

Пояснительная записка

Инженерная компьютерная графика относится к циклу общепрофессиональных учебных дисциплин, составляющих основу подготовки специалистов по специальности «Компьютерные сети».

Цель изучения теоретической части дисциплины состоит в том, чтобы приобрести знания в области средств инженерной и компьютерной графики; методов и приемов выполнения схем электрического оборудования и объектов сетевой инфраструктуры; основных функциональных возможностей современных графических систем; моделирования в рамках графических систем.

Знания, приобретенные при изучении теоретической части дисциплины, необходимы как при изучении общепрофессиональных дисциплин, так и в последующей профессиональной деятельности.

Учебное пособие «Курс лекций по дисциплине «Инженерная компьютерная графика», часть 1 составлено в соответствии с программой учебной дисциплины «Инженерная компьютерная графика» для студентов второго курса специальности 230111 «Компьютерные сети».

Введение

1. Что такое чертеж?

2. Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа.

3. Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

4. Организация рабочего места при выполнении графических работ.

5. Вопросы и задания.

Что такое чертеж?

Чертеж - это документ, содержащий изображение изделия (электрической схемы или архитектурного сооружения), а также другие данные (размеры, масштаб, технические требования), необходимые для его изготовления (строительства) и контроля.

Например, для того чтобы изготовить деталь «Рамка», надо знать ее форму, размеры, материал, из которого она будет изготовлена. Все перечисленные данные должен содержать чертеж (рис. 1).

На чертежах изображаются различные изделия: детали (например: линейка, спица), сборочные единицы (например: валик для малярных работ, авторучка), комплекты (например: набор столярных инструментов, набор фломастеров), комплексы (например: токарно-фрезерный цех, луноход).

Изделие - любой предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению.

Деталь (от фр. detail) - изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Например, вязальная спица является деталью, поскольку она изготовлена из однородного материала - алюминиевого сплава, без применения каких-либо сборочных операций (свинчивание, клепка).

Сборочная единица - изделие, составные части которого подлежат соединению между собой сборочными операциями (свинчиванием, клепкой, сваркой, сшиванием). Например: автомобиль, станок.

Комплект (от лат. completus - полный) - набор каких-либо предметов, отвечающих определенному назначению. Например: маникюрный набор, готовальня, персональный компьютер.

Комплекс (от лат. complexus - связь, сочетание) - совокупность чего-либо (изделий, зданий), образующих одно целое. Например, градостроительный комплекс или системный блок.

Все перечисленные виды изделий вы сможете изобразить, если овладеете методами и правилами выполнения и оформления технической документации. А если это не потребуется для будущей специальности, то что же даст каждому из вас изучение предмета? Ответ прост: изучение ИКГ будет способствовать развитию образного и логического мышления, сообразительности, внимания, усидчивости и аккуратности, так необходимых людям различных профессий. Кроме того, знание чертежа позволит вам осуществлять мелкий ремонт бытовых приборов в домашних условиях.

Об истории возникновения графических способов изображений и чертежа

В технике используется множество способов, с помощью которых получают различные графические изображения. Наиболее употребимые из них создавались и совершенствовались в течение многих веков.

К сожалению, история сохранила не много исторических документов, по которым возможно проследить эволюцию графических способов отображения информации. Однако совершенно очевидно, что их основы закладывались в глубокой древности.

Рассматривая историю развития изображений, принятых в технике, следует обратиться к истокам - первобытным рисункам и древним пиктограммам. Именно в них берет свое начало, зарождается и формируется графический язык, основой которого являются способы изображений. Из истории вы знаете, что рисунок появился как средство общения между людьми задолго до создания письменности. В дальнейшем на его основе развивалось рисунчатое письмо. В древности многие народы любую информацию (донесения о боевых походах, сообщения делового и политического характера, охотничьи сообщения, магические заклинания, любовные послания) передавали с помощью рисунков. На рис. 2а изображено иероглифическое письмо, выполненное с помощью символов - иероглифов. Расшифровка некоторых иероглифов приведена на рис. 2б. Древние иероглифы, как правило, представляют собой контурные рисунки. Именно эта особенность изображения «роднит» его с контурными изображениями чертежа.

Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков.

Одной из древнейших карт (за 2500 лет до н.э.) считается так называемый вавилонский чертеж, выполненный на глиняной табличке.

Рисунки, планы, чертежи эпохи средневековья не указывают на какое-либо заметное развитие существовавших способов изображений. Однако есть основания утверждать, что в этот период зарождался архитектурный чертеж.

В эпоху Возрождения открывались законы перспективы, закладывались практические основы отображения технической информации новыми графическими способами. Великим Леонардо да Винчи (1452-1519) в наследство потомкам были оставлены графические изображения летательного аппарата, метательных машин. Они были выполнены особым способом, который его современники называли «конической перспективой». Этот способ не потерял своей актуальности по сей день. В настоящее время он называется «линейной перспективой» и используется в архитектуре, рисунке, живописи, дизайне.

Несмотря на то, что рисунок не дает полного представления о внутреннем устройстве и действительных размерах изображаемого объекта, долгое время им пользовались как основным техническим документом, с помощью которого строили различные сооружения. Так, например, знаменитый своей архитектурой Софийский собор в Киеве (XI в.) был воздвигнут по рисункам. В Древней Руси по рисункам были построены новгородские и московские храмы и многие другие замечательные памятники старины.

Со временем перспективные рисунки трансформировались в особый вид графического изображения - технические рисунки.

Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На миниатюрах XIV-XV вв. мы можем увидеть изображения, которые напоминают современные аксонометрические изображения и технические рисунки, используемые в настоящее время в технической графике (рис. 3).

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками» (чертежниками), упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана IV. Другие изображения - чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета» и широко использовались русскими мастерами и строителями. Примером может служить чертеж-план части Кремля, выполненный П. Годуновым в начале XVII в. (рис. 4).

В России существовали графические способы, которые позволяли изобразить машину, архитектурное сооружение с нескольких сторон, чтобы получить более полное представление об их форме и размерах. Но так как эти изображения проекционно не связывались между собой, ими было трудно пользоваться. В конце XVII в. в России вводятся масштабные изображения (рис. 5). На чертежах начинают указывать масштабы и размеры.

Развитие техники вызвало необходимость совершенствовать методы и способы графических изображений. В XVIII в. условный (иногда примитивный) рисунок уступает место другому виду графического изображения - чертежу. Русские чертежники и сам царь Петр I выполняли чертежи методом, который позже будет назван методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра I преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях. Появились новые виды изображений, названные профилями (профиль спереди, сверху) (рис. 6), которые стали прообразами современных изображений в системе трех проекций, используемых на чертежах.

С большим мастерством выполняли чертежи крупнейшие русские механики и изобретатели. Сохранились чертежи мостов через Неву, семафорного телеграфа, водохода и другие проекты выполненные И.П. Кулибиным. Интерес представляют способы отображения формы изделия на чертежах, используемые: Федором Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при проектировании деталей прядильно-чесальной машины (рис. 7), И.И. Ползуновым при изобретении парового двигателя, отцом и сыном Черепановыми при строительстве первого в России паровоза.

Дошедшие до нас рисунки и чертежи XVII-XVIII вв. свидетельствуют не только о высоком искусстве их выполнения, но и об использовании метода прямоугольного проецирования задолго до его теоретического обоснования.

Большой вклад в развитие технической графики внес Я.А. Севастьянов, издав в 1818 г. труд, который позволил придать чертежам большую информативность.

Развитию технической графики посвятили свои труды профессора А.И. Добряков, Н.А. Рынин, Д.И. Каргин, Н.Ф. Четвертухин и другие.

С течением времени изображения совершенствовались, видоизменялись, становились удобными для работы и постепенно преобразовывались в изображения современного чертежа.

Вся история развития чертежа непрерывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Долгие годы чертежи выполнялись ручным способом с использованием "кружала" - циркуля, "наугольника" - угольника и разных кругломерных снастей, что занимало много времени. В начале XX столетия была начата работа по механизации рабочего места конструктора. В результате ее появились чертежные машины, чертежные и пишущие приборы различных систем, что позволило ускорить процесс выполнения чертежей. В настоящее время созданы автоматизированные способы выполнения чертежей, которые значительно упростили этот процесс и ускорили разработку проектно-конструкторской документации. Однако создать и проверить компьютерный чертеж невозможно, не зная основ графического языка, с которыми вы познакомитесь, изучая предмет "Инженерная компьютерная графика".

Графический язык часто называют международным техническим языком общения, потому что технически грамотные люди могут читать чертежи, выполненные в разных странах мира.

План-конспект урока технологии

Класс 5

Тема занятия : Способы графического изображения изделия

Цель занятия: Познакомить учащихся с линиями графических изображений.

Изучить и закрепить знания по линиям графических изображений и приёмами их начертания по требованиям ЕСКД.

Научить различать линии графических изображений по их начертанию.

Закрепить знания о правилах безопасного выполнения чертёжных работ

Обучающая: Ознакомить с требованиями ЕСКД к начертанию линий графических изображений. Научить учащихся выполнять линии графических изображений с требованиями ЕСКД.

Развивающая: Развивать умения и навыки в начертании линий графических изображений. Развивать наглядно-образное мышление, память

Воспитывающая: воспитывать позитивное отношение и стремление к обязательном соблюдению правил и рекомендаций ГОСТа к оформлению чертежей.

Воспитывать самостоятельность.

Тип урока: Освоение новых знаний

Методы обучения: беседа, инструктаж, демонстрация наглядных пособий и приемов работы, практический

Материально-техническое оснащение:

Для учащихся: чертёжный лист (формат А4), набор чертёжных инструментов.

Учебно-наглядные пособия: чертежи изготовляемых изделий

Время: 2часа

Место: Кабинет информатики

Литература:

Учебные вопросы:

1. Виды графических изображений.

2. Способы графического изображения изделия

3. Линии изображения

Структура урока:

1. Организация учащихся для изучения новой темы – 3мин

2. Повторение пройденного материала – 5мин

3. Изложение нового материала – 15мин

4. Физкультурная пауза-1мин

5. Практическая работа-44мин

6. Физкультурная микропауза- 1,5мин

7. Физкультурная микропауза-1мин

8. Закрепление знаний по пройденному материалу-5мин

9. Подведение итогов – 3мин

10. Задание на дом – 1,5мин

Ход урока

I. Организация учащихся для изучения новой темы

1. Проверить явку учащихся на занятие, наличие письменных принадлежностей;

2. Назначить дежурных;

3. Объявить тему и цель занятия.

II. Повторение пройденного материала

Материалы для построения чертежа

Инструменты для построения чертежа

Правила безопасного выполнения чертёжных работ

III. Изложение нового материала

Существуют различные средства, при помощи которых люди передают разнообразную информацию.

Вопрос классу: « Как Вы думаете, какие это средства»?

Ответ класса: « Разговорная речь, язык письма, дорожных знаков».

Но существует еще один способов передачи информации. Этот способ знаком человеку с древнейших времён. Этот способ называется графический язык. Он состоит из линий, цифр и условных обозначений. Расшифровав его можно понять смысл полученного сообщения. С их помощью можно нарисовать или начертить любой предмет.

Рис1. Рис2.

Аксонометрический чертеж-это изображение, полученное при параллельном проецировании предмета с осями прямоугольных координат на какую-либо плоскость.

Технический рисунок -это изображение, выполненное от руки, по правилам аксонометрии с соблюдением пропорций на глаз

Эскиз-чертёж детали, выполненный по правилам прямоугольного проецирования и в глазомерном масштабе.

И так мы с вами рассмотрели несколько способов передачи графической информации.

Но сегодня мы подробнее остановимся на одном из способов передачи графической информации, на чертеже. Слово «чертёж» исконно русское. В значении, близком к современному, т. е. изображение каких-либо предметов на бумаге, план чего-либо, слово «чертёж» употреблялось в русском языке по крайней мере с XVI в.

В современном мире чертежу отводят особую роль. Ведь каждый день на наших заводах изготавливают различные станки, машины, бытовые приборы. Создать это невозможно без чертежей.

Чертёж- графическое средство передачи информации, это лаконичное средство выражения технической мысли.

Но если кто-то из вас считает, что в дальнейшей его жизни знания предмета черчения ему не понадобится, то он глубоко ошибается. Ведь чертежи являются спутниками многих профессий человека. По чертежам возводят жилые здания, строят плотины, шахты, электростанции, прокладывают железные и шоссейные дороги. По чертежам изготавливают одежду, шьют обувь, делают мебель, озеленяют города и посёлки.

Чертежи нужны и в школе. Выполнять чертежи вы будете на уроках физики, геометрии, математики. И так же на уроках технологии. Но чтобы выполнять чертежи грамотно со всеми требованиями ЕСКД, нам нужно многое узнать.

ЕСКД- это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности.

Физкультурная микропауза

1. Ходьба на месте.

2. Плечи вверх. Плечи вниз. Плечи вперед. Плечи назад. (Повторить 3–4 раза.)

3. Прогнуться в пояснице, запрокинув голову назад. (Повторить 5–6 раз.)

4. Глубокий вдох, полный выдох. (Повторить 3–4 раза.)

Физкультурная микропауза

1. Вдох через нос, выдох через рот. (Повторить 6–8 раз.)

2. Вращение стопами обеих ног (8–10 раз).

3. Наклоны влево – вправо (6–8 раз).

4. Движения плечами вверх – вниз – вперед – назад.

5. Руки вперед, быстрые сжимания и разжимания пальцев. Руки в стороны – то же. Руки вниз – то же.

Но представьте если бы каждый инженер или чертёжник выполнял и оформлял чертежи по своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого в нашей стране приняты и действуют единые правила оформления конструкторской документации. Принят 1928 году. Этот нормативный документ действует и поныне, а нарушение его карается законом.

Но чтобы не нарушать основные требования к оформлению чертежей, то мы должны знать эти правила, и мы с вами сегодня узнаем какие же требования предъявляет ЕСКД к линиям изображения графических документов. Выполним графическую работу.

Какие же эти требования?

Сравните два изображения. По какому из них проще понять форму детали?

Очевидно, по изображению б, на котором благодаря разным линиям хорошо прочитывается внешняя и внутренняя форма детали. Поэтому для выполнения чертежей ЕСКД предусматривает типы линий. Познакомимся с некоторыми наиболее часто используемые на чертежах.

Графическая работа №1. На формате вычертите композицию из линий.

Правила безопасного выполнения чертежных работ.

1. Свет на чертёж должен падать слева сверху.

2. Выполняя чертёж, следует сидеть прямо, не горбясь.

3. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300мм.

4. У чертёжной доски оставляют только те инструменты, которые нужны в для

работы в данное время.

5. Готовальня, угольники, карандаши и ластик должны лежать справа, а книга слева.

6 Чертёжная доска должна иметь небольшой уклон.

Физкультурная минутка

ОЖИВЛЯЛКИ

Представляют собой простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий. Упражнения выполняются не более 1 минуты во время урока.

1. - С силой потереть ладони друг о друга 10 раз;

Щеки - вверх - вниз 10 раз;

Кончиками пальцев побарабанить по затылку и макушке 10 раз;

Указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

2. - Потянуть мочки ушей 10 раз;

- "хлопание ушами", 4 пальца сзади прижать к ушам потом к щекам и опустить 10 раз;

- "кручение козелка", большой палец вводится в слуховой проход, указательный палец охватывает ухо сверху (круговые движения 30 секунд).

Закрепление

Выполнение тестов

а) Нормативные документы, которые устанавливают единые правила и оформления

конструкторских документов.

б) Чертежи, схемы, сборочные чертежи, эскизы.

в) Инструменты для выполнения чертежей

а) Сплошная тонкая

б) Сплошная толстая основная

в) Штрихпунктирная тонкая

Относительно толщины какой линии задаются толщины всех других линий чертежа

а) Основной сплошной толстой

б) Штриховой

в) Сплошной тонкой

Толщина сплошной толстой основной линии

в) от 1,5-1,8мм

Сплошная тонкая линия применяется для обозначения:

а) Линий невидимого контура

б) Линий видимого контура

в) Размерных и выносных линий

V Подведение итога урока.

План – конспект урока

Занятие № 3 «Графическое изображение деталей изделия»

Цель урока : ознакомить обучающихся с понятием «графическая документация», графическими изображениями: эскизом, техническим рисунком, чертежом, видами детали на чертеже (главный вид, вид слева и сверху), линиями чертежа (основные, размерные, выносные, штрихпунктирные и др.), понятием масштаба; научить школьников читать несложные чертежи, выполнять эскиз или технический рисунок простой детали; развивать графическую грамотность, аккуратность; кратко ознакомить с профессией инженер-конструктор.

Цели:

Образовательная: ознакомить обучающихся с графическими изображениями, видами детали на чертеже, правилами чтения чертежа, обучить приёмам выполнения эскиза.

Развивающая: графическую грамотность.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, точность, графическую грамотность.

ТИП УРОКА: Урок комбинированный (УК)

Методы: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, работа с книгой, фронтальный опрос, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Опорные понятия: графическая документация (эскиз, технический рисунок, чертёж), виды: главный, слева, сверху; масштаб, линии чертежа (основная, штриховая, выносная, размерная, штрихпунктирная).

Планируемые результаты обучения.

Личностные

результаты

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету

«Технология».

Познавательный интерес к изучению

нового, способам обобщения и

систематизации знаний.

Умение отвечать на вопросы.

Отличие изделия от детали; типы графических изображений; сущность понятия масштаб; чтение чертежа плоскостной детали.

Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

Планирование собственной деятельности, оценка

качества и уровня усвоения.

Извлечение необходимой информации из беседы,

рассказа, лекции.

Корректирование деятельности: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения

- выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Технологическая карта с методической структурой урока 80мин

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап 2 мин.

Активация учащихся

Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия

Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.

Личностные : мобилизация внимания, уважение к окружающим

Регулятивные : планирование занятия

Познавательные: порядок проведения и организация урока по технологии

Коммуникативные : взаимное сотрудничество учителя и обучающихся на уроке

2 . Актуализация знаний -5 мин

Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания:

Какие породы Вы знаете?

Достоинства и недостатки древесины..
- текстура древесины..

Виды древесных материалов..

Что прочнее при одинаковой толщине фанера или древесина?

Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение: c чего начинают изготовление изделий из древесины?

Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему.

Личностные : осознание своих возможностей.

Регулятивные : умение планировать свою работу.

Познавательные : умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.

Коммуникативные : сотрудничество и общение учителя и обучающихся.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -3 мин.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Информировать учащимся сведения об уроке:

Понятие «графическая документация»,

- типы графических изображений: технический рисунок, эскиз, чертёж,

- линии чертежа,

- о выполнении чертежей деталей

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цель урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий.

Личностные : мобилизация внимания, стремление узнать новое

Регулятивные : целеполагание, планирование деятельности

Познавательные: умения работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное

Коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Организовывать осмысленное восприятие новой информации.

Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать сведения:

Показать обучающимся плакат с чертежами деталей из древесины, назвать все линии, имеющиеся па чертежах;

Виды на чертеже, количество видов на чертеже зависит только от сложности детали;

Масштаб (размер указывают действительный вне зависимости от масштаба);

Чтение чертежа;

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в рабочей тетради.

Личностные : осознание своих возможностей;

Регулятивные : умение планировать этапы выполнения будущего проекта.

Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные : вступать в диалог, с уверенность в полноте и точности выражения свои мысли.

5. Первичная проверка понимания 7 мин

Способствовать эмоциональному настрою и развитию познавательного интереса к теме

Задает вопросы:

Какие чертёжные инструменты используют для выполнения эскиза?

В каком случае на чертеже можно изобразить только два вида?

Чем размерная линия на чертеже отличается от выносной?

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры, анализируют просмотренную презентацию.

Личностные :

Регулятивные : анализировать и устанавливать логическую последовательность в ответах на вопросы.

Коммуникативные : слушать, слышать и анализировать мнения собеседников

Познавательные : применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6. Первичное закрепление 40 мин

Обеспечить осмысленное и усвоение и закрепление знаний по теме занятия

Предлагает задание на усвоение «новых знаний». Выполнение практической работы№2 «Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины». Раздача образцов простых деталей из древесины (для п.2).

Текущий инструктаж : во время урока учитель постоянно напоминает учащимся о соблюдении правил безопасной работы.

Перед п.2 сформулировать обучающимся требования, кото­рым должен удовлетворять готовый эскиз или технический рисунок:

1) правильный выбор масштаба;

2) изображение необходимого количества видов детали на эскизе,

3) рациональное использование поля чертежа;

4) отсутствие ошибок в изображении проекций детали;

5) соблюдение пропорций детали на эскизе или техническом рисунке;

6) чёткость линий графического изображения;

7) соблюдение толщины основных и размерных линий;

8) наличие всех необходимых размеров;

9) правильное обозначение размеров;

аккуратность выполнения чертежа (чистота поля).

Использование презентации рабочей тетради.

Ученики выполняют:

п. 1 чтение чертежа (рис.41):

Название детали «карандашница»;

Назначение детали- деталь входит в состав изделия «подставка для ручек и карандашей»;

Материал детали- древесина липы;

Чертёж изображён в масштабе М 1: 2;

На чертеже изображены два вида: главный и вид сверху;

Габаритные размеры детали - 140 х 60 х 25 мм;

Посередине деталь имеет ось симметрии, относительно ко­торой её верхняя поверхность скошена вправо и влево под углом 8 о;

На каждом скосе детали имеются по 3 глухих отверстия диа­метром 10 мм и глубиной 40 мм,

расстояние между которы­ми 20 мм.

(Основные данные о детали ученики заносят в таблицу ра­бочей тетради (п. 1 задания 2).

Название

детали

Материал

детали

Масштаб

изображения

Количество

видов на чертеже

п.2 рассмотреть и выполнить эскиз(технический рисунок) детали; измерить и нанести размеры.

Личностные : осознание своих учебных возможностей;

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция своих знаний.

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы включающие технологическую терминологию.

Коммуникативные : организовывать учебное взаимодействие друг с другом, и в целом в коллективе.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 8 мин

Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.

Обучает способам контроля и самооценки деятельности.

Развивает умение у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.

Учитель формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок

Правильные ответы к заданию «Проверь себя» по теме « Графическое изображение деталей изделия»

Утверждение

Да

Нет

˅

˅

˅

˅

˅

Для проверки задания п.2 использовать анкету работ учащихся. Правильно выполненное требование-1балл, неправильно - 0 баллов. Оценка определяется как сумма баллов, делённая на два.

Ф.и.

ученика

Сумма

баллов

Оценка

Урок содержит несколько практический заданий поэтому подведение итогов осуществить с помощью комплексной оценки:

За выполнение эскиза;

За задание в рабочей тетради

Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, возможных допущенных ошибок.

Личностные :

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения учебного матеиала;

Познавательные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов в ответах на вопросы;

Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении 3 мин

Информация о домашнем задании

Учитель консультирует.

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

(репродуктивный уровень)

Конструктивный

- Творческий

1.Ответить на вопросы, приведённые в конце §4.

2.Попробывать выполнить на компьютере эскиз несложной детали из древесины. Если эскиз получиться. Распечатать и вклеить в тетрадь.

Осознают вариативность домашнего задания, выбирают посильный вариант его выполнения и работы над ним.

Личностные: осознание важности обучения предмету;

9. Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии.

Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Что нового узнали на уроке?

Какие новые понятия вы изучили сегодня?

Где можно применить полученные знания в практической деятельности?

Для чего необходимо знать данный материал?

Какие затруднения у Вас возникли?

Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Предлагает учащимся сформулировать свой ответ в форме телеграммы, СМС-сообщения, законченного предложения.

Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3.Урок для меня показался коротким / длинным

4.За урок я не устал / устал

5.Мое настроение стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным

интересно / не интересно

Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, ее обсуждают, делают выводы.

Личностные : осознание интереса и важности изучения предмета;

Регулятивные : самооценка деятельности на уроке;

Познавательные : развитие познавательного интереса к предмету;

Коммуникативные: умение слушать и вести диалог;