Интересное в интернет безопасности для детей. Всё, что нужно знать о безопасности детей в интернете. Обеспечение безопасности в Интернете

Отношения между родителями и потомками изменились из-за появления Интернета, так как технологии увеличивают разрыв между поколениями. Дети в Интернете ежедневно находятся часами. Безопасность детей в интернете зависит от микроклимата в семье. Поэтому важно проявить активное участие в борьбе с противоправным контентом, в том числе как противоречащему законодательству РФ.

В России запрещено распространение порнографии, экстремизма, пропаганды наркосодержащих средств, самоубийств, а также данных о несовершеннолетних детях, уже пострадавших от противоправных действий.

Перечисленные пункты определены ФЗ РФ No 139 «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию». Столкнувшись с противоправной информацией, вы можете направить жалобу в отдел Роскомнадзора, после чего будут приняты действия.

Таким образом вы защитите и своих, и других детей от «черного» контента в Интернете.

1. По показателям исследований Фонда по вопросам Развития Интернета, молодежь в 2 с лишним раза чаще обращается ко Всемирной Паутин, чем взрослое поколение.

2. Дети намного быстрее осваивают новые Интернет технологии, уверенно используют информационные ресурсы.

3. Из-за огромной занятости или скромных знаний цифровых технологий, родители не объясняют своим детям о правилах безопасности в интернете.

4. В свою очередь дети желают быть самостоятельными и хотят решать проблемы через Интернет, не обращаясь за советами к родителям. Но в действительности, им необходимы и поддержка, и помощь.

5. Дети редко делятся со взрослыми из-за того, что боятся наказания или просто хотят быть независимыми.

6. Некоторые дети думают, что родители и взрослые не способны помочь решить какую-либо проблему.

В подобных ситуациях вы должны сделать первый шаг и поговорить с ними об особенностях интернета и обсудить безопасность детей в интернете

Дети в интернете: Общие риски

Покупая товары или пользуясь услугами можно встретиться с обманом в форме товаров низкого качества, подделками или вовсе потерять средства.

При неправильном использовании сети, могут возникнуть технические повреждения ПК:

Сбой системы;

Ошибки Windows;

Заражение вирусами.

В результате обычно страдают системные параметры, возможна кража конфиденциальной информации и личных данных.

Дети в Интернете: основные проблемы

Дети думают о себе, как о всезнающих пользователях Интернета, на самом деле это иллюзия, по уровню знаний новых информационных технологий дети стоят примерно на одном уровне со взрослыми.

Проблемы в Интернете появляются у детей из-за большой активности и уверенности в своих знаниях.

Мошенничество легко распространяется в Интернете из-за анонимности, здесь велики риски столкнуться с преследованием и слежкой. Нередко активные дети встречаются с различного вида унижениями, оскорблениями личности или шантажом, и это только малая часть неприятностей.

Техническое решение подобных проблем в Интернете еще не найдено. Единственной надежной защитой служат доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Основная задача взрослых обеспечить, чтобы дети не получали «грязную» информацию, которая часто попадает в Интернет. И отстранение от компьютера - не выход. Интернет нужен как помощник в учебе.

Когда дети вместе с родителями путешествуют по Интернету, рождается доверие, крепнет взаимное уважение, повышается уровень знаний, навыков. А также предотвращаются риски столкновения с мошенниками и другими негативными ситуациями.

Для безопасного нахождения в Интернете интересуйтесь занятиями детей, хвалите за успехи, поддерживайте в трудностях. Чтобы дети испытывали к вам доверие, нужно уважительно отнестись к их деятельности и не осуждать.

Родители должны набраться терпения, особенно когда возраст чада 13-14 лет. Со скрытными подростками потребуется проявить хитрость. Тему происшествий в Интернете можно использовать в виде предлога для важного разговора. Или подать информацию в форме рассказа третьему лицу. Расскажите другому члену семьи о происшествии, которое якобы случилось с ровесником вашего ребенка. Но сделайте так, чтобы ваш ребенок услышал разговор. Поданную таким опосредованным способом информацию принимают самые упрямые максималисты.

Безопасность детей в интернете: практическая защита

Доверие и теплые отношения в семье важно и необходимо поддерживать постоянно. Дети должны чувствовать, что ваша цель лишь научить и помочь, а ни в коем случае не наказать. Тогда в любой ситуации дети будут вам доверять. При этом вы должны грамотно контролировать процесс выхода в Интернет.

1. Вы вправе установить определенное время для использования сети на устройствах.

2. Нужно обсудить следующие вопросы:

Что можно делать в сети?

Когда и где можно использовать гаджеты?

Сколько времени разумно проводить в Интернете?

3. Чаще разговаривайте с детьми о Всемирной Паутине. Предупредите о возможных опасностях и угрозах, которые ожидают в Интернете. Достоверность и точность информации — важная деталь защиты от рисков.

Вы должны быть осведомленными о событиях жизни детей как в реальном, так и виртуальном мире.

Искренний интерес к активности и действиям детей в Интернете — лучшее преимущество.

4. В качестве объединяющего шага попросите создать для вас страницу в социальной сети ВКонтакте или Одноклассниках, или зарегистрироваться в любимой ребенком игре.

5. Нужно рассказать о том, как правильно вести себя в сети, что вежливость и дружелюбие превыше всего.

6. Необходимо донести до детей, что анонимность в виртуальном мире — это иллюзия, а каждое действие может оставить последствия, не всегда положительные.

7. Защита персональных данных и информации считается необходимым. Любые данные могут быть использованы в корыстных целях и даже против него самого.

8. Следует сообщить о средствах зашиты, помочь установить приватность в настройках на любимых сайтах.

9. Расскажите детям, куда можно обратиться с проблемами, например, к администраторам сайтов, технической поддержке.

Взрослый человек должен быть примером ответственного Интернет пользователя. Повышайте свой уровень знаний и навыков пользования, а также соблюдайте правила, это будет эффективным примером для детей.

Безопасность детей в интернете: Социальные сети

После того, как вы узнали, что ваши дети завели страницу в социальной сети, не ругайтесь. Сообщите детям, что представляют собой социальные сети в Интернете.

Наиболее частые случаи регистрации в социальных сетях происходят из-за подражания ровесникам, которые заводят профиль, а также, чтобы выглядеть круто и по-взрослому. Если вы попросите удалить аккаунт,дети могут создать новый и сделать так, что вы не узнаете. Именно поэтому расскажите о том:

Как и для чего её используют;

Кто там может находиться;

Как она устроена.

Настройте детям приватность, сообщите почему нельзя делать профиль доступным для любой публики, а также помогите придумать запоминающийся надежный пароль.

Но не следите и не проверяйте личные переписки детей, дайте им свое пространство.

Следует обязательно рассказать про угрозы, которые могут возникнуть при общении в социальных сетях:

  • Главной проблемой считается общение с незнакомыми людьми и небрежное обращение с личной информацией.
  • Дети возраста от 10 до 13 лет разговаривали в сети с пользователями, с которыми не были знакомы лично. Причем так поступает большая часть ребятишек.

Риск состоит в том, что дети наивны и доверчивы, могут рассказать о себе практически любую информацию.

По статистике дети в 60% случаев так и поступают. Называют контактные номера, адрес, учреждение в котором учатся, рассказывают о хобби, увлечениях, легко отправляют свои фотографии.

Безопасность детей в интернете: как противостоять мошенникам?

Судя по практике линии помощи «Онлайн Дети» по номеру 8-800-250-00-15, личная информация может быть использована мошенниками, для шантажа, сексуальных домогательствах и других противоправных действий.

Обеспечить безопасное нахождение в сети Интернет своим детям и домашним пользователям вы можете, лишь предупредив о всевозможных проблемах, угрозах и рисках. Проследите, чтобы в непредвиденной ситуации ваши дети не растерялись и обратились, в первую очередь, к вам.

Не следует пытаться бороться с мошенниками самим. Чаще всего хакеры и сетевые злоумышленники, это опытные люди, хорошо знающие Интернет и программное обеспечение компьютеров. Они способны оценить риск, на который идут.

Сообщите о проблемном сайте администрации официальных авторитетных ресурсов, и, если данные подтвердятся, такой источник связи заблокируют. Для противодействия мошенникам напишите любой службе из нижеперечисленных:

3. Лаборатория Касперского:

4. Служба безопасности Avira:

В следующей статье , мы расскажем о практических способах, как обезопасить ребенка от нежелательной информации и мошенничества.

Всего Вам наилучшего. До встречи на страницах нашего сайта

Лучший способ отблагодарить автора за материал - поделиться им в соцсетях:


Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. На дворе XXI век, и Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получать информацию. Интернет вошел в каждый дом. Сеть информирует, учит, рекламирует, продает, покупает, следит, контролирует. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети. Мы, наши дети и даже их бабушки и дедушки активно пользуемся всеми возможностями Интернета: смотрим фильмы, клипы, слушаем музыку, играем, пишем сообщения.
По мнению ученых, современная информационная среда имеет значительный потенциал для развития и самореализации личности ребенка. Это и ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов. Современные сетевые средства позволяют не только «сидеть в контакте», но и совместно учиться, познавать новое, создавать авторские информационные продукты. Компьютер в наше время стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем».

Ребенок в информационном обществе. Какой он?

^ Что 7-8-летние делают в Интернете?

Дети этого возраста любят путешествовать по интернету и играть в сетевые игры. Возможно, они используют электронную почту и могут также заходить на сайты и чаты.

Что 9-12-летние делают в интернете?

Младший подростковый возраст - время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными.

Дети этого возраста используют интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения - мгновенный обмен сообщениями .

Что подростки делают в интернете?

Они скачивают музыку, пользуются электронной почтой,
службами мгновенного обмена сообщениями и играют. Кроме того, подростки активно используют поисковые машины. В этом возрасте Интернет становится частью социальной жизни детей: в Интернете они знакомятся и проводят время, ищут информацию, связанную с учебой или увлечениями. В этом возрасте дети, как правило, проходят через период низкой самооценки, ищут поддержку у друзей и неохотно слушают родителей.

Мальчики в этом возрасте склонны сметать все ограничения и жаждут грубого юмора, крови, азартных игр и картинок для взрослых. Девочкам больше нравится общаться в чатах; и юные дамы более чувствительны к сексуальным домогательствам в интернете.

Родителям может быть очень сложно узнать о том, чем их ребенок занимается в Интернете. В этом возрасте дети также склонны к риску и выходу за пределы дозволенного.

Технические ограничения и запреты могут оказаться неэффективным способом повышения уровня безопасности в Интернете.
Дети 13–15 лет могут захотеть сохранить свои действия в тайне, особенно если родители раньше не интересовались и не узнавали о способах использования Интернета ребенком. Более старшие ищут свое место в мире и пытаются обрести собственную независимость; они охотно приобщаются к семейным ценностям. В этом возрасте подростки уже полноценно общаются с окружающим миром. Они бурлят новыми мыслями и идеями, но испытывают недостаток жизненного опыта.

Родителям важно продолжать следить, как в этом возрасте их дети используют интернет.

Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители, с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети.

Не стоит забывать, что Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Интернет может негативно влиять на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождать девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, представлять для детей угрозу. Поэтому главная задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают.

Какие же опасности ждут школьника в сети?

Это:
1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.

Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Дети могут написать свой адрес и телефон, сведения о родителях, не всегда задумываясь о целесообразности своих действий. Кажущаяся анонимность и безопасность часто провоцирует школьников на поступки, на которые в реальном мире они бы не решились. Этим пользуются различные преступники.

Какие действия предпринимают интернет-преступники?

Преступники устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой на конференции. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются прельстить свою цель вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей.

Некоторые преступники действуют быстрее других и сразу же заводят сексуальные беседы. Такой более прямолинейный подход может включать решительные действия или скрытое преследование жертвы. Преступники могут также рассматривать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

Кому из молодых людей угрожает опасность?

Подростки являются наиболее уязвимой группой и подвергаются наибольшей опасности. Подростки стремятся исследовать свою сексуальность, уйти из-под контроля родителей и завязать новые отношения вне семьи. Несмотря на то что общение в интернете может быть полностью анонимным, они больше подвержены опасности, даже если до конца не осознают возможные последствия.

Молодые люди, наиболее уязвимые для злоумышленников, это, как правило:


новички в интернете, не знакомые с сетевым этикетом;


недружелюбные пользователи;


те, кто стремится попробовать все новое, связанное с острыми ощущениями;


активно ищущие внимания и привязанности;


бунтари;


одинокие или брошенные;


любопытные;


испытывающие проблемы с сексуальной ориентацией;


те, кого взрослые могут легко обмануть;


те, кого привлекает субкультура, выходящая за рамки понимания их родителей.


Дети воображают, что они представляют себе всю опасность интернет-преступников, однако на самом деле это далеко не так.

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. Конечно же, никто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.

Как сделать прогулки ребенка в Интернете более безопасными

Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «и», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Обсудите это с детьми, чтобы они понимали необходимость подобных запретов, тогда вместе вы обязательно сможете сделать прогулки ребенка в Сети наиболее безопасными.

^ Советы родителям

Опасности. Расскажите своим детям об опасностях, существующих в Интернете, и научите правильно выходить из неприятных ситуаций.

Компьютер. Повысьте уровень общей безопасности Вашего компьютера.

Время. Следите за достижением равновесия у вашего ребенка между временем, проводимым в Интернете и вне его.

Правила. Обсудите внутрисемейные правила пользования Интернетом.

Этикет. Научите детей уважать других в Интернете.

Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью.

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.

Если Ваш ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания Вашего ребенка в Интернете.

Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные.

Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает Ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

^ Как ваши дети могут снизить риск стать жертвами преследований?

Дети могут предпринимать следующие
меры предосторожности :


Немедленно сообщать взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали смущение или испуг.


Использовать нейтральное в половом отношении экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений.


Никогда и никому в интернете не сообщать информацию о себе (включая возраст и пол) или о семье; никогда не заполнять личные профили в Сети.


Прекращать любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.


Следует повесить рядом с компьютером семейное соглашение, напоминающее детям о необходимости сохранять свою конфиденциальность в интернете.

^ Внутрисемейные правила пользования Интернетом

Перед тем как дети начнут осваивать Интернет необходимо обсудить и договориться о правилах поведения в сети. Соглашение о семейных правилах пользования сетью можно оформить с ребенком письменно, распечатать, подписать и прикрепить около компьютера. Ниже приведен образец такого соглашения, разработанный специалистами корпорации Microsoft.

^ Соглашение о кодексе поведения в Интернете .

Я обязуюсь:

1. Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в Интернете (минут или часов).

2. Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы.

3. Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.

4. Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей.

5. Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через Интернет или обычной почтой.

6. Никогда никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

7. Вести себя в Интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречить закону.

8. Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без должного разрешения.

9. Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты.

10. Сообщить моим родителям мое регистрационное имя в Интернете и имена в чате.
Помните, что безопасность ваших детей в Интернете, на 90% зависит от вас.

Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете.Посещайте Сеть вместе с детьми.

Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что-либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам.

Если дети общаются в чатах, используют программы мгновенного обмена сообщениями, играют или занимаются чем-то иным, требующим регистрационного имени, помогите ребенку его выбрать и убедитесь, что оно не содержит никакой личной информации.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки.

Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова: как в и Интернете, так и в реальной жизни.

Научите детей уважать других в Интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения, действуют везде - даже в виртуальном мире.

Настаивайте, чтобы дети уважали собственность других в Интернете. Объясните, что незаконное копирование чужой работы - музыки, компьютерных игр и других программ - является кражей.

Скажите детям, что им никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета. Объясните, что эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.

Скажите детям, что не все, что они читают или видят в Интернете, - правда.

Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он делает на них. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети - дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность - защитить их, сделать Интернет максимально безопасным. Эта цель осуществима, если родители осознают свое главенство в обеспечении безопасности детей.

Внимательно относитесь к вашим детям!.

ТЕМА: БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Компьютер в наше время стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Использование Интернета в школах и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность школьникам пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, выполнять домашние задания, самостоятельно обучаться. Благодаря таким ресурсам у школьников появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие. Однако Интернет является не только прекрасным инструментом обучения и развлечения, но и таит в себе реальную опасность. Нужно лишь знать и всегда помнить, что при использовании Интернета дети могут столкнуться как с угрозой безопасности их компьютера, так и с угрозой их собственной безопасности.

Что же делать? Не подпускать ребенка к компьютеру? Запреты – это не выход. Учителя и родители, считаю, что детей надо готовить к Интернету, так же как к реальной жизни. Невозможно представить себе современного успешного человека, не владеющего компьютерной грамотностью и не умеющего пользоваться сервисами Интернета.

Мы ведь все учим детей не разговаривать с незнакомцами, соблюдать правила уличного движения, правила общения и т.д. И в Интернете, и в реальной жизни есть отрицательные стороны, есть что-то, чего нужно избегать, и есть то, без чего в современном мире уже не обойтись.

Преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников.

Что такое информационная безопасность в сети Интернет?

Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью.
Темпы информатизации оказались столь быстрыми, что и семья и школа оказались не готовы к угрозам нового типа, методы борьбы с которыми еще только разрабатываются.
Какие же опасности ждут школьника в сети? Это:
1. Сайты порнографической направленности;
2. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм.
3. Депрессивные молодежные течения. Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
4. Наркотики. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”.
5. Сайты знакомств. Виртуальное общение разрушает способность к общению реальному, "убивает” коммуникативные навыки подростка.
6. Секты. Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по силам "проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Это далеко ни весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят. Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет – зависимости, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Чтобы преодолеть негативное воздействие сети Интернет на детей, в школе должна проводиться целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Должна быть выработана единая стратегия безопасности, возможно даже своеобразный кодекс.
Направления воспитательной работы при этом можно сохранить традиционные:
1. Работа с педагогическим коллективом.
2. Работа с учащимися
3. Работа с родителями.
Работа с учителями может вестись в форме семинаров, мастер – классов, круглых столов. В первую очередь, учителя должны понимать, что существует проблема информационной безопасности личности в сети Интернет, знать о нежелательном контенте, о том, как с ним бороться, о видах и формах информационно - психологического воздействия и методах защиты от него, правилах и нормах сетевого этикета, видах девиантного поведения детей и методах работы по их устранению. Многие школьники, общаясь в сети Интернет, даже не задумываются о том, что существует целый свод правил для общения и безопасности (в принципе, похожих на те, которыми мы пользуемся в жизни). Ведь ни один школьник не будет рассказывать незнакомому на улице личную информацию о себе, между тем, в сети Интернет это считается абсолютно нормальным. Дети могут написать свой адрес и телефон, сведения о родителях, не всегда задумываясь о целесообразности своих действий. Кажущаяся анонимность и безопасность часто провоцирует школьников на поступки, на которые в реальном мире они бы не решились. Этим пользуются различные преступники. Воспитывать культуру поведения в сети Интернет необходимо начиная с раннего детства. Простые беседы о том, как можно, а как нельзя себя вести, какие последствия бывают за те или иные действия, инструкции по безопасности в сети в наше время просто необходимы школьникам. Полезно создать в школе «Совет по Интернет – безопасности», в рамках которого учащиеся будут изучать и создавать проекты по данной тематике, проводить доклады и заседания. Это позволит воспитать в школьниках ни только культуру общения в сети, но и привить нравственность, ответственность за использование и передачу информации.
Воспитательная работа с учащимися должна вестись в зависимости от возрастных особенностей: это начальные классы(2-4 класс), средние (5-9 класс) и старшие (10-12 класс).
В начальных классах – в виде сказок, игр; в средних классах – в виде бесед, ролевых игр, диспутов, тренингов; в старших классах – в виде проектов, выпуска стенгазет, участие в акциях, конкурсах.

Ежегодно в нашей школе проходит традиционная неделя безопасности в сети Интернет. Программа, посвященная этой неделе, включает себе ряд мероприятий, направленных на обучение педагогов, родителей и детей правилам безопасности пользования интернетом. Это классные часы, выпускаются листовки с памятками для учащихся, проводится онлайн-тестирование. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие во всероссийской акции «Час кода».

Причем формирование навыков информационной безопасности и культуры должно осуществляться ни только на уроках информатики, но и на других предметах (например, обществознания, права, ОБЖ, классных часах и т.д.). Возможные формы работы: анкетирование на предмет Интернет – зависимости с последующим анализом (9-11 классы); моделирование ситуаций, тренинги, ролевые игры; беседы со школьниками по вопросам Интернет-безопасности, угроз сети Интернет; оформление стендов в кабинетах; публикации на сайте школы, школьной в газете; выполнение и защита тематических проектов; выступления старшеклассников перед учащимися среднего звена; участие в конкурсах, акциях в рамках безопасного Интернета.
Во всех школах с нежелательным контентом борются путем блокирования. Но ни одна блокировка не является 100%-но надежной. Поэтому важно выработать в школьниках позицию «Заметил – сообщил учителю или родителям», а также приучать школьников к правилу «Кликай умно – кликай безопасно».
Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. Очень часто родители не понимают и недооценивают угрозы, которым подвергается школьник, находящийся в сети Интернет. Некоторые из них считают, что ненормированное «сидение» ребенка в сети лучше, чем прогулки в сомнительных компаниях. Родители с ранних лет обучая ребенка основам безопасности дома и на улице, как вести себя с незнакомыми людьми, что можно говорить, а что нет, между тем «выпуская» его в Интернет не представляют себе, что точно также нужно обучить его основам безопасности в сети. Ребенок абсолютно беззащитен перед потоком информации, сваливающейся на него из сети. Наша задача выработать в нем критическое мышление.
С родителями необходимо вести постоянную разъяснительную работу, т.к. без понимания родителями данной проблемы невозможно ее устранить силами только учителей. Формы работы с родителями могут быть разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия. Должны быть разработаны специальные методические рекомендации для родителей по обеспечению информационной безопасности семьи. Они должны содержать классификацию Интернет угроз, рекомендации по обеспечению безопасности ребенка в сети Интернет дома (в зоне ответственности родителей).
Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны средств ИКТ. Поэтому обеспечение информационной безопасности и воспитание информационной культуры должно стать приоритетным направлением работы нашей школы.

Как сделать прогулки ребенка в Интернете более безопасными?

Для лучшего взаимопонимания и устранения возможных недоразумений, лучше сразу расставить все точки над «и», установить некоторые ограничения для самостоятельного выхода в Интернет. Обсудите это с детьми, чтобы они понимали необходимость подобных запретов , тогда вместе они обязательно смогут сделать прогулки ребенка в Сети наиболее безопасными.

Какие же советы мы, педагоги, можем дать родителям, по безопасному использованию Интернета.

в Интернет.

Правило 1. Родители должны внимательно относиться к действиям детей в «мировой паутине»:

Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Нужно стараться активно участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.

Беседовать с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет и как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информировать ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть:

Объяснить ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объяснить, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.

Научить ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с помощью взрослого.

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

Правило 3. Выбрать удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:

Установить на компьютер необходимое программное обеспечение – решение родительского контроля, антивирус Касперского или DoctorWeb.

Если ребенок – учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничить время пребывания ребенка в Интернете.

Если компьютер используется всеми членами семьи, установить его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.

Создать разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить личные данные.

Регулярно отслеживать ресурсы, которые посещает ребенок. Простые настройки компьютера позволят быть в курсе того, какую информацию просматривал ребенок.

Правило 4. Регулярно повышать уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

Использовать удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

Знакомить всех членов семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

Для организации безопасного доступа к сети Интернет в нашей школе созданы следующие условия:

    В образовательном учреждении разработаны и утверждены:

    ПОЛОЖЕНИЕ о сайте государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интернат №13, г.Уфа;

    ПОЛОЖЕНИЕ об электронном журнале успеваемости/электронном дневнике учащегося;

    Оформлена папка документов;

    Установлена специальная система фильтрации.

    На официальном сайте школы планируется создание разделы для обучающихся «Правила безопасности в сети Интернет» и для родителей «Опасность Интернета».

Формирование информационной культуры и безопасности – процесс длительный и сложный, но важный и необходимый. Интернет может быть и всемирной энциклопедией, объединяющий информационные ресурсы во всем мире. На сегодняшний день безопасность детей в сети в Интернет очень важна. Сделать их пребывание более безопасным, научить их ориентироваться – важная задача педагогов и родителей!

Спасибо за внимание!

Комплексное воспитание культуры поведения и информационной безопасности в сети интернет

Ко Дню защиты детей, который отмечается 1 июня, КВ подготовили 10 советов родителям, которые хотят обезопасить своих детей в интернете.

Что же делают дети в интернете? Давайте обратимся к результатам исследования Лаборатории Касперского , проведенного в 2016 году. Дети сегодня гораздо более зависимы от своих гаджетов. По результатам опроса, 44% детей в возрасте от 8 до 16 лет остаются онлайн постоянно. Что же касается США, то там эта цифра составляет 83%, в России еще больше – 88%.

Какие данные разглашают наши дети:

  • 40% детей разглашают конфиденциальные данные о себе или своей семье.
  • 57% из них используют в Сети свое настоящее имя
  • 47% вводят настоящий возраст
  • 40% указывают школу, в которой учатся
  • 14% детей приводят свой точный адрес проживания
  • 11% не скрывают, сколько зарабатывают их родители.
  • 31% детей использовали телефон для совершения финансовых операций онлайн (в том числе и для оплаты встроенных покупок в приложениях) и хотели бы сделать это снова.

Безопасность в интернете безусловно важна, поэтому КВ подготовили для родителей 10 советов.

Совет 1. Доверяйте своему ребенку, иначе технические средства будут бессильны!

Если по какой-то причине вы не можете доверять вашему ребенку или он не доверяет вам, все остальные советы можно уже не читать. Вы упустили воспитание. Ребенка нельзя держать в клетке. У вас это просто не получится. Все средства родительского контроля вспомогательные. Они просто помогают вам узнать, чем занят ваш ребенок.

Безусловно, вы сможете оградить его от тех или иных опасностей при использовании ПК или гаджетов. Но кто и что убережет его от похода к другу (подружке), в интернет-кафе? Там нет мамы и папы. И если он (она) не имеет собственных воспитательных тормозов, то ваш контроль будет бессилен.

Совет 2. Заведите отдельную учетную запись на ПК для вашего ребенка

Прежде чем говорить о родительском контроле, заведите ребенку отдельную учетную запись с правами обычного пользователя на вашем ПК.

Убедитесь, что ваша учетная запись (то ли общая для родителей, то ли отдельная для каждого из них защищена устойчивым паролем). Под устойчивым имеется ввиду пароль длиной не менее 8 символов, содержащий большие и маленькие буквы латинского алфавита, а также цифры или спецсимволы.

После этого вы сможете довольно легко задать расписание доступности вашего ПК для ребенка. То есть, например, в рабочие дни с 18-00 до 20-00 или в любое другое время, когда кто-то из взрослых будет дома.

Совет 3 Объясните ребенку, что не следует давать частной информации о себе без разрешения родителей

Ребенок не должен в интернете выкладывать следующие сведения:

  • Возраст
  • Номер телефона
  • Номер школы
  • Домашний адрес и прочие персональные данные

Убедитесь, что у него нет доступа к вашим банковским данным.

Научите ребенка использовать ники (прозвища) при использовании интернета. Анонимность – хороший способ защиты . Не выкладывайте фотографии ребенка в социальных сетях.

Совет 4. Не следует открывать письма электронной почты, файлы или web-страницы, полученные от людей, которые не знакомы или не внушают доверия

Научите его, как следует поступать при столкновении с подозрительным материалом, расскажите, что не нужно нажимать на ссылки в электронных сообщениях, полученные из неизвестных источников, открывать различные вложения.

Совет 5. Ребенок должен понять, что его виртуальный собеседник может выдавать себя за другого

Отсутствием возможности видеть и слышать других пользователей легко воспользоваться. И 10-летний друг вашего ребенка в реальности может оказаться злоумышленником. Поэтому запретите ребенку назначать встречи с виртуальными знакомыми.

Совет 6. Заведите ребенку его собственный адрес электронной почты

Научите вашего ребенка правильным способам аутентификации при работе с почтой. Постарайтесь заводить электронный адрес на почтовых серверах, использующих двухэтапную аутентификацию (Hotmail.com, Outlook.com, Gmail.com, Mail.ru, Yandex.ru).

Поясните ребенку, что в случае необходимости регистрации для прохождения игрушек лучше использовать специальный, игровой адрес. А еще лучше – специальный алиас к основному адресу. Это довольно легко как настраивается, так и удаляется на Hotmail.com или Outlook.com.

Постарайтесь, чтобы он регистрировался на таких серверах в вашем присутствии и не указывал свои реальные данные.

Совет 7. Поясните детям что не все что они видят или читают в интернете обязательно правда

Приучите их спрашивать вас, если вдруг они сомневаются в прочитанном.

Совет 8. Проведите беседу об интернет-этике

Не ссылайтесь на то, что вы никогда не увидите своего собеседника. Отсутствие возможности видеть и слышать собеседника - это не повод для хамства.

Совет 9. Контролируйте детей с помощью специального ПО родительского контроля

Да, безусловно, вы доверяете своему ребенку. Но все же учтите, что это все еще ребенок и вы, безусловно, должны его контролировать. Применяйте для этого специализированное программное обеспечение родительского контроля. Сегодня выбор такого ПО огромен. Безусловно, вы можете применять как бесплатное, так и платное ПО.

Совет 10. Не забывайте о том, что ваш ребенок - это личность!

Применяя ПО родительского контроля, легко скатиться в другую крайность и лишить ребенка права на ошибку. Учтите, ваш ребенок может легко обидеться на вас и обязательно так и будет, если поймет, что вы просто ему не доверяете. Поэтому обязательно обговаривайте ограничения вместе с ним, чтобы он понимал, почему вы делаете так, а не иначе.

Вообще, разговор о детской безопасности , на мой взгляд, требует не столько усилий специалистов по информационной безопасности, сколько простого разговора с ребенком. Ребенок должен понимать почему вы решились на принятие тех или иных правил.

Наиболее сложная задача, стоящая перед каждым из нас - это быть достойными папами и мамами, дедушками и бабушками. И если вы сами этому не научитесь, то никакой специалист по информационной безопасности и никакой психолог вас этому не научит.

Владимир Безмалый

Microsoft Security Trusted Advisor,